Отзывчивость как качество личности "живого" человека
В доказательство этому, интересны последние психолого-медицинские исследования. Как выяснили психологи Мичиганского университета (США) добрые люди болеют меньше, а вот живут дольше. Психологи наблюдали в течении пяти лет 400 супружеских пар, средний возраст которых был больше 50 лет. Партнеры, проявлявшие внимание и заботу по отношению друг к другу, болели в два раза реже. Также, существует статистика о том, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше. Это можно объяснить тем, что загадочным образом уровень лимфоцитов в крови увеличивается, вместе с этим деятельность человека тонизирует сосуды. Все это благотворно сказывается на работе сердца. А значит отзывчивый человек (можно применить синоним добрый человек) меньше болеет сердечно-сосудистыми заболеваниями. Действительно, слово отзывчивость в семантическом поле близка к такому слову как сердечность.
Делая добро, организм человека начинает больше продуцировать гормон эндорфин, который отвечает не только за обезболивание, но и субъективное ощущения счастья. Таким образом, боль, без которой не прожить в нашей жизни смягчается, а ощущение удовольствия от контакта с реальностью возрастает. Важная роль эндорфинов состоит в том, что они обладают успокаивающим эффектом, а, значит, стрессовые перегрузки переносятся лучше.
Когда мы отзывчивы и нам хочется творить добро, мы находимся на своеобразном мотивационном подъеме, эйфории. Мы чувствуем свою полезность, занятость, а значит, освобождаемся от одиночества. Благотворительная деятельность дарит нам новый круг общения, который, как известно, редеет с возрастом. Таким образом, отзывчивость позволяет регулировать наше настроение, волевой компонент личности, повышает жизненную энергию, позитивно влияет на выработку гормона серотонина. Напомним, что если в организме серотонина недостаточно, это ведет к депрессии. Серотонин влияет на эмоциональную устойчивость и восприимчивость к стрессам у человека серотонин находится в норме, он легко справляется со стрессовыми ситуациями. И, наоборот, если уровень серотонина понижен, то любая мелочь может вывести такого человека из нормального равновесия.
Так если все так хорошо, что препятствует нам уже сегодня быть отзывчивыми. И что можно сделать, если рядом с нами человек, который так в этом нуждается, но не может в силу определенных причин прийти к своей доброте.
Есть ли компонент в воспитании ребенка, отвечающий за развитие отзывчивости? Да, конечно, когда ребенок плачет, мать берет его на руки, отзывается на его просьбу, т.е. проявляет отзывчивость. Так ребенок впервые сталкивается с этим качеством, обучается ему. Психологи установили, что у детей, которых мать брала на руки через значительное время, или вообще игнорировала нужды ребенка, уровень агрессивности в дальнейшей жизни был выше относительно детей из контрольной группы (где время реакции на плач ребенка имело средние значения). Как известно агрессивность негативно сказывается на адаптации к социуму, бывает причиной криминального склада личности. В течении жизни такой ребенок путем получения образования может смягчить негативные личностные черты, связанные с игнорированием его матерью, но все равно он не всегда приобретает доброту и сердечность в отношении других людей. Где-то глубоко в душе, человек с такой травмой (а нужно говорить именно о травме) просто не может поверить, что другой может быть добрым по отношению к нему.
С другой стороны важно учитывать влияние социума. Потеря этого качества объяснима стремительным образом жизнью информационного общества. В погоне за своими целями, мы обесцениваем то, что не приносит видимый результат прямо сейчас. Нам лучше закрыться в замке равнодушия, чем принять приглашение просящего, войти в его мир, взаимодействовать с ним по поводу его проблемы. С нами все хорошо, а тот другой пусть решает свои проблемы сам. Автономия от боли вот религия современного общества. И разворачивает она свои флаги, т.к. мы не всегда знаем, что делать с болью другого человека, избегаем ее. У нас нет мотивации к тому, чтобы быть отзывчивыми, принимать чужую боль. Так и гибнем в одиночестве.
А еще какая-то странная стеснительность, очень подозрительная. Откроешься, поможешь, а тебя скажут — как вам не стыдно, вы же голый. Вот и боимся открывать душу. Ведь отозваться на зов о помощи это не только показать, что слышишь, но и открыться, что значительней сложнее, особенно если нет к этому мотивации.
Учитывая вышесказанное, отметим, что лучшим способом научить отзывчивости другого человека является демонстрация этого личностного качества. Всегда должна быть идея, что человек неокончательно одет в панцирь закрытости, душевной черствости, что где-то глубоко в душе у него сохранена базовая потребность быть добрым, творить добро, делясь им, приобретая при этом, а не теряя. Именно, что потребность, а не идеология, пришедшая от куда-то.
Конечно, есть человек проявляет страх в ситуации, где он может сделать добро, то следует уделить определенное время индивидуальной психотерапии. Быть может, в этом страхе есть зачатки любви, которую так важно уметь отдать другим людям. Спрятавшись за горой несправедливости, сковав себя психологическими защитами, эта любовь не может вырваться в мир. А ведь она нам так нужна!