Ростов-на-Дону: взгляд из Белой Калитвы
Судьба каждого города отражена в его облике. Даже в тех случаях, когда время стирает следы исторических событий, они, запечатленные в архитектуре, памятниках продолжают влиять на современный облик города.
Если обойти и внимательно осмотреть ростовские улицы и площади, прочитать надписи на мемориальных досках, то можно понять, что город Ростов-на-Дону всегда, с самого своего основания был и остается в центре всех политических и культурных событий нашей страны. И, наверное, не случайно у этого города столько определений. Как только не величали Ростов; сравнивали с другими городами: русский Чикаго, азовский Ливерпуль, русский американец, ворота Кавказа, и даже – маленькая Москва! Предметом особой гордости ростовчан, или как их называли в старину – «ростовцев», была биография родного города. «Ростов – это вам не Таганрог и не Новочеркасск. Те города строились по царскому указу. У Таганрога крестным отцом был Петр I, у Новочеркасска – Александр I. А Ростов заселился сам по себе».
Берущий свое начало от крепостных стен, городок рос. Появлялись новые дома, строения. И в начале XIX столетия на карте Российской империи появился новый город – еще один Ростов. В отличие от Ростова Великого, Ярославского, новый город стали именовать Ростовом-наДону. Жизнь двигалась вперед и несла перемены. Небольшой уездный городок на берегу Дона вдруг начал расти, словно на дрожжах. Если к середине XIX столетия населения в Ростове было всего 20 тысяч, то за каких-то 5 лет в нем прибавилось еще 4 тысячи жителей. Так и пошло: что ни год, то прибавка в 2-3 тысячи человек. И когда наступил ХХ век, ростовчан было свыше 120 человек – одиннадцатое место среди городов всей Российской империи. И это не случайно. С каждым годом город приобретал все большую славу крупного торгового центра.
Огромную роль в развитии города сыграло строительство железных дорог. Владикавказская, Екатерининская и Юго-Восточная железнодорожные ветки, открыли путь в любую точку страны. Изменилась и архитектура города. На смену деревянным постройкам пришли каменные строения. И особой гордостью ростовчан стала улица Большая Садовая, берущая свое начало от моста через Темерник. От Таганрогского (ныне Буденовского) проспекта Садовая принимала особенно внушительный вид. Кругом были зеркала витрин, улицу мостили камнем. Здесь первыми появились новинки освещения и городского транспорта, возводились четырех - пятиэтажные особняки. Глядя на эту часть улицы, ростовчане говорили: «Наша Большая Садовая сделает честь любому европейскому городу!»
На Большой Садовой – постоянный людской водоворот. Народ стекался со всего города в магазины, лавки, по делам, а то и просто так, на прогулку. Заканчивалась Большая Садовая корпусами городской Николаевской больницы. Сейчас на этом месте находится медицинский университет. И на его территории сохранились еще здания, построенные в середине XIX века. А дальше, где сейчас находится Театральная площадь, был большой пустырь, по которому проходила граница между Ростовом и Нахичеванью, стояли пограничные столбы, неизменно напоминая о «независимости» городов.
Дело доходило до того, что главы обоих городов отказывались соединять рельсы трамвайных путей, построенных в начале ХХ века. И пассажирам приходилось, пройдя пешком границу, продолжать путь за новую плату. Это было предметом постоянных насмешек горожан. Даже вывеску на столбе читали так: «Граница городов Ростова и Нахичевани-на-Донах». В наши дни на месте пустыря возвышается одно из самых необычных архитектурных сооружений – драматический театр им. М.Горького, построенный в 30-е гг. прошлого столетия. На бывшей границе раскинулись тенистые аллеи парка, с красивыми фонтанами. И сейчас Театральная площадь ничем уже не напоминает погружавшуюся во тьму по вечерам «границу».
С. СМирнофф