Русские Летописи
Ю.Чернохвостов так считал: глаголица-образование «из трёх элементов, трёх божественных символов-хреста (знак Христа), треугольника (символ Божественной Троицы)
Летописец-самовидец. круга (символ Всемогущества, бесконечности и совершенства Бога).
А вот профессор Переяслав-Хмельницкого пединститута имени Г.Сковороды Александр Потапенко не так давно удивил потрясающим открытием, предложив собственное прочтение славянского алфавита, который, по его гипотезе, есть не просто сплошной текст, а Всеславянская и Всемирная молитва - закодированное послание Господа (или Логоса, Космического Разума) роду человеческому. Более десяти лет он занимался дешифровкой славянской азбуки, созданной святыми Кириллом и Мефодием, именуемой в народе Кириллицей. Он твёрдо убеждён, что в славянской азбуке закодирована такая заповедь: «Бог-это Добро, это Жизнь, это Единомыслие. Если хотите быть счастливыми, живите в труде, честности, в согласии, учитесь, не нарушайте клятв, данных Богу и ближнему своему»...
Известно, что языческие предания в Древней Руси не записывались, а пересказывались друг другу - передавались из уст в уста.
Христианское же учение излагалось в книгах. Поэтому с принятием христианства на Русь пришли книги. В основном их привозили на Русь из христианских стран -Византии, Греции, но главным поставщиком была Болгария. Древнеболгарский (старославянский) и древнерусский языки были похожи, и Русь могла пользоваться славянским алфавитом, созданными братьями Кириллом и Мефодием. Жили братья в IXв. в Македонии, родом из г. Солун. Старшим был Мефодий, младший Константин, но после принятия ими монашества Константин получил имя Кирилл.
Читая книги на греческом и латинском языках, они проводили свои дни в молитве и изучении Священного Писания. Получив известность, они были направлены патриархом Фотием проповедовать Священное Писание среди славянских народов. Устная проповедь не удовлетворяла их, и тогда Кирилл изобрёл славянский алфавит и перевёл на славянский язык Евангелие, потом другие богослужебные книги, ввели среди славянских народов Богослужение на славянском языке. Написание книги и процесс переписки был долгим и очень сложным.
Издавна на Руси любили читать и слушать книги, но их было крайне мало. Первые книги рисовались, а не писались. Такое рисование называлось Уставом. Каждая буква вырисовывалась отдельно от другой. Лишь в XVв. появилось слитное письмо.
Любимыми произведениями стали сочинения отцов церкви - римских и византийских богословов - так называемая святоотеческая литература.
В сочинениях византийских богословов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина растолковывались основы христианских добродетелях. Но особенно любили читать жития Святых. Жития - это повествования о людях, которые в жизни своей неуклонно следовали заповедям Христа, шли по пути, им указанному, не отступали от него, вопреки всем испытаниям и тяжести этого пути.
Составляли жития лишь после смерти человека, при условии его канонизации-признания церковью его святости. В Киевской Руси таковыми стали и получили известность византийские жития Алексия Человека Божия, Ирины, Антония Великого. Кроме агиографии (агиос-греч. «святой», графо- «пишу»), т. е. - жития святых, появились на Руси апокрифы (греч.-«потаённый»). Апокрифы-предания, которые не вошли в канонические Библейские книги, были объявлены церковью не точными. Стали известны многочисленные апокрифические Евангелия, рассказы о детстве и юности Иисуса Христа, о жизни Богородицы и т. д.
Самая древняя русская книга, дошедшая до нас, - это Остромирово Евангелие. Переведена книга в 1056-1057годах по заказу Новгородского посадника Остромира.
Оригинальная русская литература возникла примерно в середине Х1в. Многие из древнейших русских произведений не вписывались в каноны жанров. Один из первых оригинальных жанров русской литературы (и только русской!) - это Летопись.
Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть Временных лет» Нестора... он не раз произносит проповедь, призывает к любви, миру и согласию.
Летописи похожи на византийские хроники. Хроникёр и летописец начинают рассказ с давних библейских времён, с самого начала, от Сотворения Мира.
И первые русские произведения, как правило, писались от Сотворения Мира. Не мудрено понять, почему они назывались «Словом»:
«Слово о терпении и любви» - Феодосия Печёрского;
«Слово о расслабленном» и
«Слово на Фомину неделю» - Кирилла Туровского.
«Слове о законе и благодати» - Илариона
«Слово о полку Игореве» Игоря, Сына Святославля, Внука Ольгова.
Они полны восторга перед мудростью мироустройства. Но мироустройство это не замкнуто в самом себе: природа служит человеку, она уже не враждебна ему и потому прекрасна. Она помогает человеку материальными благами и через неё Бог открывает человеку заповеди…
Природа содержит в себе притчи и причитания, нравоучения.
В «Слове о законе и благодати» автор Иларион обращается к умершему князю Владимиру с риторическим призывом – встать из гроба и взглянуть на честь, которая ему оказана:
«Отряси сон, взведи очи, да видиши какая тя чьсти Господь тамо сподобив, и на земли не беспамятна, оставил сыном твои, … виждь град иконами Святых освещаем…» Летописание завершилось в XV11в., с завершением древнерусского периода литературы...
А далее кто явился связующим звеном в «Грамматике славенския»?
На мой взгляд, эта яркая страница в истории славянской письменности и культуры забыта. Обратимся к университетским страницам того времени в виде обозрения описываемым Ю.Вебером