Почему так трудно ждать
Можно было бы предположить, что терпения и умения спокойно ждать не хватает тем из нас, кто с детства привык к мгновенному исполнению своих желаний. «Это совсем не так, – утверждает клинический психолог Татьяна Воскресенская. – Болезненно нетерпеливы как раз те, у кого нет уверенности в том, что их желания будут реализованы». Мир вообще кажется им нестабильным, опасным, не благосклонным к ним. Они живут с ощущением, что никто не протянет руку, не пойдет навстречу, никто не поможет в беде. Такое отношение к миру и к самому себе делает человека крайне уязвимым и нетерпеливым. «Более того, часто он испытывает самый настоящий страх, – продолжает Татьяна Воскресенская, – боится, что, например, ожидание в очереди не закончится никогда или что теперь он так и будет вечно стоять в пробке. Такому человеку трудно довериться другим людям, но трудно положиться и на самого себя, потому что у него нарушено базовое доверие к миру».
Этот внутренний конфликт возникает в самом раннем детстве у тех из нас, чьи родители были слишком тревожны, или холодны с младенцем, или эгоистичны. Такое отношение навсегда оставляет след в психике ребенка. Настороженное отношение к другим людям может быть и результатом воспитания: оно возникает как подражание поведению родителей и усиливается их комментариями: «неизвесто, что впереди», «никто, кроме близких, тебе не поможет».
Высокий уровень тревоги
Даже в благополучных семьях, при хф\ороших эмоциональных отношениях ребенка с матерью, нередко возникают ситуации, когда ребенок боится остаться один на какое-то время. Расставание даже на 15 минут может напугать младенца. «У детей совершенно иное представление о времени, – разъясняет Татьяна Воскресенская. – Они не различают «15 минут» и «навсегда», и им невозможно это объяснить. А инстинкты говорят: без мамы ты погибнешь. Мучительная тревога ожидания в сочетании с беспомощностью остро переживается ребенком, который еще не говорит и не думает (во всяком случае, не думает словами, его мышление еще не опосредовано речью). И поэтому «застревает» особенно глубоко и плохо поддается осознаванию».
Взрослый человек не помнит ситуаций, когда испытывал сильную тревогу в ожидании матери. Если таких ситуаций в младенчестве было много, тревога ожидания с высокой вероятностью будет сопровождать его всю жизнь. Любая значимая ситуация теперь «нажимает кнопку запуска» той, самой ранней детской тревоги, хотя сам человек об этом, конечно, и не догадывается. Его бессознательная потребность прекратить это ожидание и делает его таким нетерпеливым.