Траурная панихида в Свято-Троицком храме в хуторе Дядин
За год, прошедший со дня установления советской власти, казаки не успели осознать, что, как сила сплоченная и своенравная, становятся одной из мишеней большевиков. До поры казаки считали, что коммунисты воюют исключительно с "кадетами", "помещиками" и "генералами", а трудовой народ, к которому в полном составе относило себя казачество, не трогают.
Проводником идей полного уничтожения казачества стал на Дону председатель Донского областного ревкома, член Донского бюро ЦК РКП (б) 25-летний коммунист Сергей Сырцов, студент-недоучка. Стараясь выслужиться, Сырцов вещал: "Всякое сотрудничество с казачеством… будет сговором с контрреволюцией, общие условия заставляют нас, идя навстречу крестьянам, сделать их опорой в деле ликвидации казачества. Именно ликвидации".
А чтобы место не пустовало, освободившиеся территории, по мысли Сырцова, нужно было заселить сельским пролетариатом Центральной России. Дон предполагалось "растворить" в иной среде. Дон должен был перестать быть казачьим, для чего необходимо было запретить само слово "казак", традиционную одежду с лампасами, отменить административное деление на юрты и станицы, заменив их губерниями и волостями и т.д. Тактика Сырцова была принята. Крутость предлагаемых мер понравилась в Кремле.
И 24 января 1919 года вышла директива Я. Свердлова о расказачивании казачества. Это один из самых траурных дней в истории казачества. Традиционно казаки Усть-Белокалитвинского юрта, кадеты казачьего Белокалитвинского кадетского корпуса, учащиеся казачьих школ в этот день принимают участие в траурной панихиде по невинным жертвам, которую проводит духовный наставник Усть-Белокалитвинского юрта отец Александр в казачьем Свято-Троицком храме в хуторе Дядине.
Горят свечи, звучат молитвы по невинно пострадавшим нашим дедам и прадедам. Здесь особенно остро чувствуется связь с прошлым, особенно остро пронзает мысль, что без прошлого нет настоящего, тем более будущего, что мы не имеем даже права жить, не отблагодарив это прошлое, наших героических дедов и прадедов, даровавших нам жизнь. Раз и навсегда приходит понимание того, что от выбора каждого зависит то, какой она будет, приходит ощущение Ответственности за все и всех, кто нас окружает, четко видится граница Добра и Зла.
В дополнение к проповеди отца Александра помощник атамана по идеологии подъесаул А.Т. Попова рассказала юным казакам, как проходило время репрессий на Дону.
С. СМИрнофф