Как Михаил Шолохов стал звездой драмкружка в ст. Каргинская
На подворье, расположенном на берегу Чира, в начале ХХ века возвышалась двухэтажная мельница с просорушкой, маслобойкой, слесарной мастерской, кузницей, просторной завозчицкой для ночёвки приезжих. Здесь же, при мельнице, в 1911 году зять Т.А. Каргина – Николай Васильевич Попов построил кинематограф с громким названием "Идеал". Это был второй кинотеатр в Области Войска Донского (первый, с таким же названием, был в Ростове).
Маленький Миша Шолохов часто бывал на мельнице и в кинотеатре. Как и другие мальчишки, он восхищался киноаппаратурой французской фирмы "ПОТЭ", рассматривал коробки с лентами, которые доставляли почтой вместе с отпечатанными в типографии афишами.
По вечерам у кинотеатра загоралась "реклама", которая представляла собой прикрепленный к двум столбам разной высоты щит прямоугольной формы с надписью "Кинематограф "Идеал". Щит освещался цветными лампочками. Такие же лампочки были на лире, завершающей более высокий столб рекламы. У входа площадь освещалась большим фонарем.
Перед началом сеанса на мельнице давали гудок. Юный Шолохов вместе с другими каргинцами смотрел фильмы: "Гибель "Титаника", "Нашествие Наполеона", "Цыганка Аза" и другие.
В зрительном зале были две ложи, в которых стояли обшитые бархатом диваны для почетных гостей и богатых казаков. За невысокой перегородкой - два ряда венских стульев для зрителей рангом ниже, около сцены - скамейки для бедных и детей.
Стоимость мест была неодинакова: наиболее дорого стоили места в ложах, самыми дешевыми были места на лавках – 5 копеек. По распоряжению Т.А. Каргина приезжавшие на мельницу завозчики кино смотрели бесплатно.
Кинематограф успешно работал до 1917 года, а в 20-е годы в нем размещался клуб, в котором проводили собрания, работал драмкружок. Участником этого драмкружка был юный Шолохов.
Первый учитель Шолохова Т.Т. Мрыхин вспоминал: "В 1920 году судьба свела меня вновь с моим давним воспитанником (Михаилом Шолоховым – Н.Д.) – там же, в Каргине. Во время хлебной разверстки на нас была возложена культурно-просветительная работа в массах. Меня пожаловали должностью режиссера спектаклей в станичном клубе. Собрали труппу любителей-актеров. Душой всего коллектива был Миша. Он оказался большим затейником. Исполнял Шолохов комические роли. На каждом спектакле обязательно выкинет фортель. Произносит положенные ему по роли слова, под суфлера, и вдруг вклеит какую-нибудь отсебятину. Но всегда остроумно. Зал грохотал от смеха. У зрителя Миша пользовался большим успехом. "Труппу" он изумлял неисчерпаемостью инициативы и выдумки. Таинственно доставал он где-то пьески, которые мы ставили на нашей сцене.
Помню, одна из них называлась "Их нравы и обычаи". В пьесе изображались разные случаи гражданской войны… Еще была пьеска "Необыкновенный день" - переделка "Недоросля" Фонвизина. Пародию на Митрофанушку играл юный Шолохов, он выходил на сцену измазанный вареньем…
Начали готовить новый спектакль. На руках у нас были только первые страницы пьесы. Прорепетировали день, другой, а продолжения Шолохов не подает. Тут я на него насел: "Давай же дальше, срываешь спектакль!". В замешательстве он ответил: "Все. Выдохся. Вдохновение кончилось…".
Так нечаянно он выдал свою тайну: пьесы-то он не "доставал" у кого-то, а писал их сам".
О спектаклях в Каргине вспоминала впоследствии одна из участниц "труппы" - Мария Митрофановна Лимарева: "В 1920 году мы, учащиеся Каргинского училища, были участниками драматического кружка, организованного учителем Т.Т. Мрыхиным. Одним из активных членов кружка был и Михаил Александрович. Каждую неделю ставили тогда новую пьесу... Как стало известно позже, все эти пьесы писал сам Шолохов". Эти воспоминания опубликовала газета "Большевистский Дон" в № 14 от 3 февраля 1946 г. в статье "Могучий талант".
Полный текст пьесы «"еобыкновенный день" сохранил и передал в дар музею суфлер драмкружка М.Я. Зыков. Остальные пьесы Шолохова не сохранились, известны лишь их названия: "Денщик и генерал", "Осиное гнездо", "Генерал Победоносцев", "Упокойник", "Дунька и Гришка".
Каргинец П. Байкальский вспоминал, что появление Шолохова на сцене бывшего кинотеатра "Идеал" вызвало бурю аплодисментов и хохот. Недаром перед тем, как ставить спектакль, публика спрашивала: "А Мишка Шолохов будет играть? Без Мишки дело не пойдет, не так интересно будет".
Свои спектакли кружковцы ставили не только в Каргинской, но и в ближайших хуторах. Декорации для спектаклей рисовали и делали сами "артисты" во главе с художником Алексеем Триполевым. Реквизит приносили из дому. О предстоящих спектаклях извещали афишами, которые писали чернилами на газетах или мелом на фанере. Зрительный зал "Идеала" не мог вместить всех желающих посмотреть спектакль, который ставили один раз, и, если требовали зрители, его повторяли.
Драматургические опыты юного Шолохова выросли на реальной почве: за основу сюжетов он брал события из жизни Каргинской, героями его пьес становились станичники. П. Байкальский говорил: "А мы и не подозревали в то время, что действующие лица пьес списывает с нас, что они взяты из станичной действительности".
Михаил Шолохов охотно общался со старыми казаками, внимательно всматривался в их лица, слушал яркие рассказы, черпал богатый материал, шел по "горячим следам". Тяга к творчеству и тяга к людям определили развитие дарования писателя.
"Шолохова можно было видеть везде: среди старых казаков, в клубе, на сходке", - вспоминала М.М. Лимарева. Постоянно общаясь с людьми, юный Шолохов познавал сложный мир человеческих отношений. Перед будущим писателем раскрывалось неповторимое многоцветье казачьего быта, он впитывал в себя огромные богатства народной речи, постигал глубины мыслей и чувств народных песен. Позже все это послужило фундаментом для создания его бессмертных произведений.
Н. Донскова, старший научный сотрудник музея-заповедника М.А. Шолохова.