Гипервозбудимый ребенок
А на переменах Алешка - главный бузотер. Учителя его не любят, одноклассники сторонятся. Гадкий, несносный, сам не учится и весь класс "заводит" - такую характеристику дают мальчику учителя. Алешкиных родителей вызывают в школу и корят: ну что же вы, говорят им, так плохо сына воспитали - совсем вести себя не умеет. А некоторые члены педагогического коллектива, упирая на плохие Алешкины оценки, заявляют: сын ваш в общеобразовательной школе учиться не может - с умственными способностями у него не в порядке. Расстроенные и злые возвращаются родители домой и дают Алешке взбучку. И зря. Потому что не наказывать, а помочь ему надо. Они вовсе не обязательно плохо воспитаны. И с умственными способностями у них гораздо лучше, чем это кажется на первый взгляд. А отличаются от остальных они тем, что хуже концентрируют внимание и более подвижны. Это и называется гипервозбудимостью.
Кто виноват?
Откуда она берется? Основная причина - поражение головного мозга во время беременности, во время родов и в первые недели жизни. Тяжело ли протекает беременность, затянулись или оказались слишком скоротечными роды, заболел ли ребенок в первые дни жизни какой-нибудь инфекцией - клетки головного мозга получают меньше кислорода, отсюда и нарушения деятельности центральной нервной системы - синдром гипервозбудимости. Другая причина - наследственность. Если родители малыша имели в детстве признаки гипервозбудимости, ребенку будет "легче" повторить их путь.
До двадцати процентов детей страдают этим расстройством. А вот выявляют его редко, все больше грешат на пороки воспитания. Ведь гипервозбудимость лежит на пересечении педиатрии, неврологии, психологии и педагогики. Причем, "по частям" проблему не видно: нужно, чтобы ребенка обследовали все эти специалисты. А бывает это редко, вот и клеят к таким детям незаслуженные ярлыки: "хулиган", "двоечник" или еще похуже. Как определить: гипервозбудимый у вас ребенок или просто живой и подвижный? Ведь мало ли что пристрастному материнскому сердцу померещится. Вот некоторые признаки: возбудимость, повышенная двигательная активность, импульсивность, склонность к резким переменам настроения и чрезмерному проявлению эмоций, невнимательность, нарушения координации движений, затруднения в учебе.
Симптомы эти проявляются в состоянии возбуждения, при том, что, если ребенок успокоился, он может вести себя абсолютно нормально. Но это редкие минуты. А все остальное время ребенок постоянно и бесцельно двигается, хватает и бросает предметы, раскачивает ногами, размахивает руками. Могут быть также тик, гримасничанье, дрожание пальцев рук. Иногда дети начинают безостановочно болтать, причем содержание их речей вызывает большое опасение - слишком много фантазий и слишком мало логики.
Шок и трепет
Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Вроде все было нормально, и вдруг - вспышка гнева, агрессии, ничем не спровоцированные и направленные на совершенно ни в чем не виноватых людей - чаще всего любимых папу и маму. А вслед за этим - неожиданная смена настроения на веселье - со смехом и радостным визгом. Такие "выкрутасы" ведут к конфликтам в семье, да и в школе тоже. Причем, если дома к маленькому бузотеру привыкнут, смирятся - не чужой ведь, то в школе церемониться не станут, и дневник будет полниться написанными красной учительской ручкой замечаниями.Ребенку постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные. Но его действия опережают мысль, и ребенок бросается что-то делать, не подумав.
Отсюда - "хулиганские" поступки, которые так выводят из себя учителей и родителей. И еще. Эти дети часто и много дерутся: ведь с их языков слетают всякие необдуманные, обидные для сверстников слова - ребенок скажет, а потом только подумает. Причины для драк могут быть и иными. Чрезмерно активные, эти дети претендуют на роль лидеров. Но их идеи не увлекают сверстников, и не поспевают другие ребята за фонтаном вечно меняющихся замыслов своего гипервозбудимого друга. И поэтому со временем такие дети оказываются одни - никто не хочет с ними дружить.
Плохая успеваемость объясняется не низким интеллектом, а тем, что ребенку трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Он бы, может, и хотел красиво и без помарок писать в своей школьной тетрадке, да не получается. И ошибки в задачах бывают не из-за непонимания, а от невнимательности. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, и поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее. А учителя уверены, что ученик специально не слушает их объяснений, из вредности. Психологи говорят, что такие дети словно бы плывут по течению.
Это значит, что мысли у них беспорядочные, приходят и уходят как бы сами по себе, повинуясь внешним обстоятельствам - увидел во дворе собаку и отвлекся от диктанта. Из-за "недисциплинированности" мышления и речи у них беднее словарный запас, трудности с точным определением называемых предметов и явлений. Особенно туго с абстрактным мышлением, например, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве. Если на это не обращать внимания, то может развиться вторичное снижение интеллектуального развития. И это при том, что изначально у гипервозбудимых детей индекс интеллекта ничуть не ниже, чем у остальных.
Монотонный крик
Психолог, если хорошенько "покопается", обнаружит у ребенка признаки невротизации и прежде всего склонность к беспричинному беспокойству и повышенную утомляемость. Также могут быть расстройства сна, всевозможные невротические привычки вроде ковыряния пальцем в носу или обкусывания ногтей. Поведение гипервозбудимых детей часто отличается инфантилизмом. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, идти у них на поводу, что может быть опасно. В то же время желание привлечь к себе внимание они осуществляют самыми экстравагантными, вызывающими удивление и осуждение окружающих способами. Из-за нарушения координации движений дети кажутся угловатыми, неловкими.
В частности, им действительно трудно красиво выводить в тетради буквы. Характерна "прыгающая" походка. Даже езде на велосипеде и то гипервозбудимому ребенку труднее научиться. Но это - признаки гипервозбудимости у тех, кто уже вырос. А нельзя ли увидеть черты будущего синдрома у совсем маленького ребенка? Давайте попробуем. Младенец, который имеет повышенные шансы стать гипервозбудимым, спит плохо, много плачет - причем крик у него монотонный, на одной ноте, грудь сосет вяло. Если вы присмотритесь повнимательнее, то можете обнаружить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку - признак повышенного внутричерепного давления, которое "помогает" развиться гипервозбудимости.
Пальчики такого младенца сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок. Когда младенец подрастет, проблем не убавится. Напротив, справиться ни силой, ни уговорами с таким дошкольником невозможно - ответом будет глухое упрямство, агрессия. Такие дети легко и охотно идут на конфликт. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо, их хлебом не корми, дай разломать какую-нибудь игрушку, а уж наступить в песочнице на чей-нибудь куличик - просто счастье. Чтобы врач мог с полным основанием поставить диагноз синдрома гипервозбудимости, он должен не только обследовать ребенка, но и провести беседу с его родителями, а еще лучше и с учителями.
Не нужно пугаться, если врач направит ребенка на обследование к психиатру - ведь некоторые симптомы гипервозбудимости похожи на признаки таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения. Некоторые папы и мамы при словах "вам надо проконсультироваться у психиатра и невропатолога" хватают детей под мышку и опрометью бегут из поликлиники: им кажется, что стоит одному из этих специалистов оставить запись в медицинской карточке ребенка, как на всей его дальнейшей жизни будет поставлен крест - и в институт не примут, и на хорошую работу не возьмут.
Напрасные опасения: синдром гипервозбудимости или его синоним - минимальная мозговая дисфункция (ММД) - не тот диагноз, который может испортить медицинскую справку. Чтобы поставить диагноз гипервозбудимому ребенку, признаки этого состояния должны наблюдаться не менее полугода. И только после этого можно начинать лечение. Беда, что очень небольшому количеству гипервозбудимых детей это лечение вообще начинают. Действительно, говорят и учителя, и многие врачи, и даже некоторые родители, какой же он больной, если этот ребенок так и полыхает энергией, буквально может гору своротить? Да он здоровее прочих!
Чем лечить
Лечение синдрома гипервозбудимости комплексное. Причем медикаменты в большинстве случаев не занимают в нем центрального места. Начинать лечение следует с выработки правильного отношения родителей и учителей к гипервозбудимому ребенку - такого отношения, которое обеспечит ему чувство душевного комфорта. Ни в коем случае нельзя делать из ребенка изгоя детского коллектива - это способно окончательно "добить" его, поселить в душе массу комплексов и обид, загнать проблему вглубь, и в конечном случае "аукнется" агрессией и злобой. Нужно создать для ребенка спокойную атмосферу дома. Конечно, не в каждой семье есть возможность отвести ребенку отдельную комнату. Но есть вещи, которые можно обеспечить без труда.
Пусть в квартире будет тихо: никто не повышает голос, не включает громко телевизор и магнитофон (телевизора вообще должно быть поменьше), не хлопает дверьми. Необходимо создать условия для выполнения ребенком уроков - чтобы никто не мешал. Следует убрать с глаз подальше и все, что отвлекает: игрушки, любимый велосипед, зеркало. Когда ребенку придет время ложиться спать, пусть все выйдут, выключат свет и ведут себя тихо. В комнате, где живет ребенок, не должно быть ярких красок - лучше подобрать для обоев и мебели спокойные тона.
Игрушки выбирайте "неагрессивные" - никаких чудовищ-трансформеров, тем более ядовитых расцветок. Добейтесь, чтобы у вашего чада был строгий распорядок дня. В нем времени для гуляния и спокойных игр должно быть побольше, а для телепередач - поменьше. Противопоказаны компьютерные игры. Больше свежего воздуха и физических нагрузок! В идеале, все свободное время ребенок должен проводить на улице. Но игры с эмоциональным компонентом - футбол, теннис - не совсем то, что нужно. Предпочтительнее равномерная физическая нагрузка: плавание, бег трусцой. Стремитесь к тому, чтобы ребенок до того "догуливался", чтобы вечером просто падал от усталости и немедленно засыпал. Конечно, легче всего этого добиться от дошкольников. Важную роль играет питание. Мало того, что ему следует быть регулярным, оно должно содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай.
Кроме того, в больших количествах вредны клубника, апельсины, яблоки, вишня, сливы, малина и виноград. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов. Если есть возможность выбрать для ребенка школу, отдайте предпочтение той, где в классе будет не больше пятнадцати учеников и где урок длится не более тридцати пяти минут. Неплохо, если каждый ученик будет сидеть за отдельной партой. Чем больше будет в такой школе уделяться внимания занятиям физкультурой, тем лучше. Ну а если синдром гипервозбудимости заподозрен у младенца? Ждать, пока подрастет? Ни в коем случае. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат.
А у детей первого года жизни вообще происходят чудеса: после проведенного лечения от гипервозбудимости и других сопутствующих проблем не остается и следа. Как лечат младенцев? Здесь и массаж, и лечебная физкультура, и расслабляющие ванночки с лечебными травами, и специальные травяные микстуры. Главное, не забывать консультироваться с детским невропатологом.