"Исход" Российских протестантов
История протестантизма берет свое начало с событий реформации XVI-XVII веков.
Реформация (лат.reformatio – исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно – политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Предлагаю для начала разобраться, почему католическая церковь нуждалась в изменениях, которые впоследствии изменили жизнь всей Европы: в то время Римская католическая церковь стала уже почти светским институтом. Она владела феодальными землями и людьми, священники негласно выполняли роль светских правителей, церковь зарабатывала огромные деньги на продаже индульгенций, свирепствовала инквизиция.
Этот период совпал с началом эпохи Возрождения, пересмотром привычного устройства жизни, который стал благодатной почвой для Реформации. Появились люди, видевшие несоответствие католической церкви с истинными христианскими ценностями. Многие из них открыто изобличали церковь, за что подвергались гонениям. Большинство из них были предательски убиты или публично сожжены католической церковью.
И первым, кому удалось достичь успеха в реформаторской деятельности, был Мартин Лютер.
Он еще в юности стал монахом, впоследствии был самым молодым доктором богословия. Посетив Рим, он впервые увидел развращенность римско – католического клира, у него будто открылись глаза. Эта поездка изменила жизнь богослова раз и навсегда.
Точкой отсчета Реформации является 31 октября 1517 года – день, в который Мартин Лютер прибил к дверям Виттенберской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан.
«Человек спасает душу не через церковь, а через веру» - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, ссылаясь на греческую, т. е. православную церковь, которая также является христианской и обходиться без папы и его безграничных полномочий.
Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение. Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Эти принципы стали девизом Реформации. Еще одно очень важное достижение Лютера – перевод Библии на немецкий язык, который сделал ее доступной для простых людей.
Мартин Лютер прошел нелегкий путь, для того, чтобы воплотить в жизнь идеи Реформации, его часто неправильно понимали, и возникали последователи Лютера, пытавшиеся произвести Реформацию насильственным путем. Об этом можно еще много рассказывать. Главное – итог его жизни и трудов. Последователи Лютера стали называться лютеранами. Его учение быстро распространилось по Европе, а позже сформировалось в отдельную христианскую конфессию, которую мы сегодня называем протестантизмом.
КАК ИВАН ГРОЗНЫЙ ПРОТЕСТАНТОВ ПРИВЕЧАЛ
Что касается России, то протестантство появилось здесь не вдруг. Оно постепенно укоренялось в нашей стране в течении как минимум четырех веков, и очень органично вошло в жизнь российского общества, перестроившись под наш менталитет и традиции, но при этом сохранив свои основополагающие принципы. Первые протестанты появились на Руси почти одновременно с распространением протестантских идей в Европе. Первоначально это были иностранцы – купцы, ремесленники, переселенцы или военнопленные, которые жили обособленно от русского общества. Они совершали богослужения только внутри своей общины. Но впоследствии многие из них укоренились в России, стали ее подданными, говоря современным языком – гражданами. Российских правителей интересовало новое течение. Они не препятствовали приезжим исповедовать свою веру, а Иван IV Грозный даже любил устраивать с протестантами богословские дискуссии.
В XVII веке началось массовое переселение немцев в Россию, их приглашали для того, чтобы осваивать новые, незаселенные земли, и российские монахи покровительствовали переселенцам. Исторические источники говорят о том, что в этот период в России проживало около 18 тысяч протестантов различных направлений. Многие из них «обрусели», и самоотверженно служили на благо нашей Родины. Российская история и культура была бы намного беднее без таких немцев – протестантов, как военноначальник Барклай–де–Толли, поэт Блок, Даль…
Впоследствии, многие русские заинтересовались верой переселенцев и стали ее исповедовать. В наше время существуют русские семьи, из поколения в поколение исповедующие именно протестантскую религию. Поэтому, хотя бы, немного разобравшись в данной теме, трудно верить мнению о том, что протестантизм – это какое- то коварное оружие Запада, направленное на разрушение русской культуры. Тем более, Россия всегда была страной, где мирно уживаются традиции множества населяющих ее народов.
КАКИЕ ОНИ, РОССИЙСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ?
Для того чтобы рассказать обо всех протестантских ветвях и течениях понадобилось бы писать отдельную статью – это очень объемная и непростая тема. В протестантизме сформировалось немалое количество различных течений под влиянием культурных, общественных и религиозных факторов в разных странах, сначала Европы, а затем Америки и Азии. Но, как уже говорилось раньше, основные догматы христианства сохраняются во всех протестантских течениях, по сей день.
Поскольку рассказать обо всех протестантских направлениях в данной статье не представляется возможным, давайте посмотрим, что из себя представляет отдельно взятая евангельская церковь «Исход», уже несколько лет существующая на территории Российского государства.
В 2001 году церковь «Исход» открылась в Ростове-на-Дону, когда верующие решили объединиться для служения Богу и помощи другим людям, позже и в других городах Ростовской области появились общины церкви «Исход». Параллельно открывались церкви на территории Краснодарского края и Ставрополья. С 2004 года началась духовная работа в Московской области и в Северной Осетии, где также возникли поместные церкви «Исход». В 2005 началось служение в Воронеже и Липецке, а с 2006 года и в г. Санкт- Петербурге.
В настоящее время действуют более 90 поместных церквей и общин «Исход» на территории 12 субъектов Российской Федерации, с общим количеством членов и прихожан свыше 9000 человек.
На сайте церкви www.ucxod.ru мы обнаружили такое утверждение:
«Любовь к ближнему и признание равенства всех в глазах Божьих побуждает нас к действиям для улучшения положения тех, кто лишен определенных прав, обездоленных, голодающих, жертв предрассудков, гонимых и угнетенных. Мы против расовой, религиозной и экономической дискриминации».
Конечно церковь это, прежде всего люди, а люди, как известно, не идеальны. В церкви «Исход» хорошо это понимают, но стремятся соответствовать заявленной позиции. Конечно же, главная задача любой церкви, принадлежащей к любой христианской конфессии – это проповедь Евангелия, Благой Вести. Церковь занимается просвещением населения в сфере христианства через служение под названием «Альфа – курс», который призван собрать под одной крышей в приятной, располагающей к общению обстановке, людей различных национальностей и вероисповеданий, для того чтобы познакомить их с основополагающими христианскими истинами и выслушать мнение каждого на этот счет.
Церковь проводит социальную и общественную работу. Одно из наиболее развитых направлений – помощь людям, зависимым от алкоголя, наркотиков и других пристрастий, а также их близким. На данный момент это уже хорошо налаженный процесс, дающий плоды, которые мы видим в исцеленных людях, восстановленных семьях, возрожденных жизнях бывших зависимых.
Помимо реабилитации, церковь развивается и по другим направлениям, стараясь нести христианские ценности и морали в наше, мягко говоря, далекое от совершенства общество. Служители и прихожане церкви «Исход» вместе участвуют в проведении различных социальных акций. Цитирую социальную позицию церкви «Исход», представленную на ее сайте:
«Мы оказываем помощь детскому туберкулезному диспансеру, инвалидам, ветеранам, пенсионерам. Ведется работа на улицах города трудновоспитуемых подростков и молодежи. Активная деятельность церкви в социальной сфере – это яркое отображение нашей гражданской позиции как верующих людей. Христос дотягивается Своей любящей рукой до каждого, кто по какой- то причине оказался на обочине».
Как мы видим на примере церкви «Исход», протестантские церкви занимают активную гражданскую позицию в стране и стараются жить в соответствии с первоначальными христианскими ценностями, о которых говорит Священное Писание.
- Не надо далеко ходить, чтобы увидеть проблемы современного общества – достаточно просто включить телевизор, - говорит Филипп Валерьевич Дмитриев, старший пастор Церкви «Исход» в Ставрополе, епископ по Ставропольскому краю. – Порой задумаешься перед тем, как включить телевизор в присутствии детей – даже в «детское» дневное время – можно наткнуться на насилие, разврат и другие непозволительные вещи. То же самое мы видим, выходя на улицу, - общество поражено грехом. Последствия – алкоголизм, наркомания, разводы, неполные семьи и неблагополучие большей части населения страны.
Я думаю, основная причина таких проблем – наша бездуховность. Если бы люди почаще заглядывали в Священное Писание и прислушивались к тому, чему оно нас учит, наша страна менялась бы в лучшую сторону.
Вера в Бога может быть полезна для каждого человека в отдельности и для российского общества в целом».
Администратор церкви «Исход» в городе Белая Калитва Павлюков Роман 8-929-802-01-08