Как воспитать свое чувство юмора
В тёмном переулке, в ответ на традиционную просьбу “дать прикурить” ответить так, чтобы страждущие подраться еще минуть пять валялись бы от смеха!
В любом случае, юмористические способности - умение шутить, рассказывать смешные истории, анекдоты и всячески веселить - позволяет легко получить дополнительный успех в общении. Что же такое смех? Это эмоциональная реакция на шутку, юмористическое действие или произошедшее событие. Как правило, вызывает смех оригинальный, неожиданный поворот ситуации. Важно еще то, что вызвавшая смех ситуация должна быть безопасной для смеющегося, иначе ему будет совсем не до смеха…
Меткость и неожиданность
Что нужно сказать или сделать, чтобы вызвать смех? В этом вопросе суть мастерства настоящего юмориста. Есть вполне конкретные схемы и факторы, которые следует учитывать – и люди с чувством юмора интуитивно им следуют. С юмором крайне желательно метко попасть в точку. Что в одной ситуации будет безумно смешным, в другой – совсем нет. Промах в этом деле может быть даже встречен с осуждением. Однако чаще бывает так, что неудачно пошутивший сам собою вызывает улыбки, становится смешным.
За тот краткий миг, пока момент еще не упущен, нужно оценить ситуацию, прикинуть возможные варианты шуток, выбрать наиболее подходящий из них, сделать или сказать то, что будет смешным. Если протянете немного времени – всё, ситуация изменится и шутка уже не будет смешной.
Решение обычно приходит в голову сразу же, само собой, ведь умение шутить является бессознательным навыком. К сожалению, наше сознание не умеет действовать так быстро, как это необходимо в шуточном деле.
Соответственно, вы либо имеете этот бессознательный навык (хотя бы в минимальной степени), либо нет. Шутить, медленно раздумывая, оттачивая технику остроумия, можно только авторам из команд КВН когда готовится сценка.
Так как же научиться шутить? Приходят на ум три варианта. Во-первых, если в вашем окружении есть люди, которые умеют это делать, вы можете им подражать. Я сам не раз замечал, что многие мои друзья и знакомые со временем начинают шутить так же, как я. Так что сознательно настраивайтесь, копируйте тех людей, которые умеют шутить. Периодически спрашивайте себя: «А как бы он поступил на моем месте?», и действуйте так же.
После продолжительного времени такого моделирования у вас начнет наклёвываться талант юмориста – вначале слабенький, потом всё сильнее. И вы получите своеобразный дар. Полная копия, конечно, не выйдет – ваша личность все равно наложит свой отпечаток на копируемую модель. Если будете развивать полученный дар, то он станет в достаточной мере сильным, мощным и оригинальным.
Второй вариант – пройти специфические тренинги, которые помогут наработать навыки юмора. Но я о таких тренингах не знаю.
Третий вариант – это досконально разобраться в том, как работает “механизм” юмора, и целенаправленно собирать знания в этой области. А потом на их основании выработать в себе соответствующие качества и навыки. И этот “научный” подход я и хочу рассмотреть.
Если у Вас нет чувства юмора
В рамках небольшой статьи вы можете получить только начальный минимум, стать кандидатом в мастера смеха, но и это уже неплохо. Итак, давайте немного разберёмся с механизмами юмора. Несмотря на несерьезность юмористической ситуации, смех является психологической защитой. Психика человека, который засмеялся, в этот момент была не готова к неожиданному развитию ситуации и смех – это сброс напряжения.
Назовем того, на кого юмористическое действие направлено, объектом юмора. Это может быть один человек или группа. Упрощеная схема работы юмора следующая: в самом начале – некоторое обычное действие. Неважно, ваше или чьё-нибудь еще, важно, что оно привычно для объекта. Далее идёт совсем неожиданное действие. Неожиданное не в смысле внезапности, а в смысле отсутствия ожидания именно такого продолжения обычного действия у объекта. Это действие делаете вы – шутите.
Если всё удачно, то объект шутки смеётся или улыбается. Вот так.
Юмористическое действие (чаще это речевой акт - фраза или короткий рассказ) должно быть понято объектом. Вряд ли имеет смысл рассказывать анекдот из математического анализа старшекласснице. Желательно, чтобы шутка была понятна однозначно, как планировалась. Перед тем как начать, нужно подстроиться под объект. Понять и прочувствовать тему и некий общий настрой. Затем нужно дождаться благоприятного момента, например, паузы.
После этого очень быстро и грамотно выбрать способ и тему воздействия (а какой же анекдот рассказать?). Это очень важный момент, ошибка здесь может дорого стоить.
Дальше само действие. Нужно привлечь внимание к себе и артистично исполнить задуманное.