Сельский врач получит миллион
Надбавки к зарплате, которые получают сегодня сельские врачи за работу в сельской местности и миллионные "подъемные" – хорошее удобрение для почвы здравоохранения. Но подобно тому, как сев на селе обнажают целый комплекс проблем инфраструктурного характера, так и попытки правительства привлечь медицинский персонал в село обнажили эти проблемы и пока не увенчались успехом, коего ожидали.
В Белокалитвинском районе лишь три молодых врача переехали работать в село по новой программе. Еще восемь мест свободно и восемь миллионов рублей ждут своих обладателей. Однако врачи не спешат забирать свои "богатства".
"Я бы в доктора пошла …"
"А сколько мне нужно денег, чтобы согласиться на работу в селе?" – задумалась я. Первая мысль: "Ни за какие деньги!" При этом мне не пришлось взвешивать все "за" и "против". Подобная реакция будет у многих молодых людей. Почему?
Влияние города. Избалованная, почувствовавшая вкус жизни, знающая себе цену, задравшая носик и учуявшая им перспективу городская молодежь не променяет блестящее будущее на растрачивание таланта в селе.
Однако не будем ставить на этом точку и предположим: согласилась. Немного-немало – один миллион рублей и пять лет молодой жизни в деревне. Посмотрим, под чем подписалась.
В двухэтажном беленьком здании амбулатории меня ждал немногочисленный коллектив, сложившийся за долгие годы работы и состоявший по большей части из женщин пенсионного и предпенсионного возраста. В момент знакомства я осознала то, над чем никогда не задумывалась: на этих людях не одно десятилетие держится сельская медицина, а поощрят только меня за работу в деревне. От этой мысли мне стало стыдно и неловко.
Врачи и медсестры вели себя сдержанно и смотрели на меня испытующе, с явным недоверием к моей молодости. Со свойственной тогда мне самоуверенностью и иллюзией всемогущества я подумала: "Эти люди меня будут уважать, а когда уеду отсюда, вспомнят, но только добрым словом".
Перенесемся на год вперед. Дом у меня большой для одного человека, но очень уютный. Полученные деньги я вложила в его благоустройство и приобрела машину. Особенно она мне пригождается, когда нужно срочно выехать на вызов ночью. И чего я боялась сужения горизонтов и потери квалификации?
Конечно, многое зависит от специализации врача, но педиатрам, терапевтам, хирургам или врачам общей практики дисквалификация на селе точно не грозит. Болезни те же, что и в городе – только и успевай лечить! И на оборудование жаловаться не приходится: всё поменяли на новое после капитального ремонта амбулатории.
Третий год. Однообразие и скука. Таков был мой ассоциативный ряд к слову "деревня". Но мне повезло с выбором села. Оно достаточно большое и развитое: здесь есть детский сад, школа и даже Дом культуры. Сейчас строится стадион и спортивная площадка. В таком месте грех не найти себе занятие по душе, заполнить свой досуг и обзавестись семьей.
Все хорошо, вот только медсестра ушла на пенсию. Катастрофически не хватает медперсонала! Почему только на врачей распространялась программа "Земский доктор"? "Земские медсестры" не менее важны и нужны.
Пятый год. Скоро истекает срок моего контракта, но смогу ли я вернуться в город и хочу ли? После того как на пенсию ушел еще один врач, на меня большие надежды возлагают жители, да и привыкла я ко всем и ко всему. У нас с мужем жилье есть, хозяйство. Мы здесь счастливы. Получилось так, что я воспринимала месяцы и годы на селе просто как переход от вчерашней радости к завтрашней, а оказалось, в них-то самая радость и была.
Именно на такой исход и рассчитывают наши чиновники. И он возможен, но для этого мало миллиона – в селе должна быть развитая социальная инфраструктура. Молодежь идет в села, но в развитые или расположенные недалеко от города. Жить и работать в богом и государством забытой деревушке никому не хочется даже за миллион.
Как выполнить и перевыполнить план "пятилетки"?
Наше государство сродни больному, пытающемуся устранить симптомы болезни, а не ее причины. Свидетельство тому – программа "Земский доктор". Однако даже если национальный проект успешно реализуется, проблема дефицита медперсонала не будет решена до конца. Потребность во врачах очень велика, причем не только в селах, но и в некоторых городах, включая Белую Калитву, а денежное стимулирование молодых специалистов – лишь временная мера для решения данной проблемы.
Чтобы после осуществления "пятилеток" врачи не искали возможность вернуться в город и не воспринимали работу на селе как зал ожидания лучшей жизни, необходимо активно развивать инфраструктуру в селах. Задержать молодых врачей на селе надолго можно, если у них не будет проблем с жильем, зарплатой, условиями работы и жизни.
С этим соглашается главный врач ЦРБ Г. А. Федорченко и добавляет:
– Справедливо было бы возродить распределение выпускников медицинских вузов. Когда молодой специалист, отучившийся на коммерческой основе, после учебы идет работать в иностранную фармацевтическую компанию, не так обидно, чем когда так же поступает бюджетник.
Распределение выпускников может стать действенным и эффективным способом "восполнения пробелов", но нужно создавать такие условия труда и жизни, чтобы не приходилось заманивать или заставлять молодежь, а она сама тянулась в села.
А. Митина.