Что ждет Ростовскую область после вступления в ВТО
В Ростовской области, к примеру, шум поднялся после заявления председателя совета директоров ЗАО «Новое содружество», в которое входит комбайновый завод «Ростсельмаш», Константина Бабкина.
- На благосостоянии менеджеров или акционеров «Ростсельмаша» это (вступление в ВТО) практически не скажется, - заметил он. - Ведь мы уже предвидели это: у нас большие инвестиции за рубежом - в странах, которые будут развиваться. А вот рабочие места на самом заводе сократятся уже до октября.
В итоге на предприятие приехал с рабочим визитом вице-премьер Аркадий Дворкович, и после обсуждения вопроса о поддержке отечественных производителей сельхозтехники с губернатором Василием Голубевым такой шаг был сделан. Обещан, по сути, приоритет для российской техники - за счет установления ввозной таможенной пошлины на комбайны для иностранцев.
Тем не менее, в начале июля портал Slon.ru опубликовал результаты исследования консалтинговой компании Strategic Business Solutions, где Ростовская область названа одним из пяти регионов, которые более прочих пострадают от вступления в ВТО. К 2020 году, согласно этим оценкам, донской регион потеряет 161 - 323 тысячи рабочих мест, совокупные потери составят от 174,4 до 214,3 млрд рублей. По мнению специалистов, сильнейшие потери ожидают такие отрасли, как производство растительных и животных масел и жиров, зерна, свинины и сельхозмашиностроение.
Однако другие эксперты, с которыми проконсультировалась «Комсомолка», настроены более оптимистично.
- На самом деле, в ближайшее время ожидать негативных последствий не стоит вообще, - уверяют они. - Выиграют прежде всего потребители, цены для которых снизятся в среднем на 2,2 процента в сравнении с существующими. Да, придется туго агропромышленному комплексу и производителям сельхозтехники (речь идет не только о «Ростсельмаше»). Но им придется либо перестраиваться на новый уровень, повышая качество продукции, либо переориентироваться исключительно на внутренний рынок. С другой стороны, от поддержки «своих» никто не отказывается.
Более того, Россия, можно сказать, выторговала себе право на господдержку сельского хозяйства с сегодняшних $4 млрд до $9 млрд в недалеком будущем. Не стоит забывать также, что в энергетическом и транспортном машиностроении региона все выглядит вполне нормально: большинство этих предприятий входит в крупнейшие российские холдинги - «Эмальянс» (таганрогский «Красный котельщик»), «Трансмашхолдинг» (новочеркасский НЭВЗ) и т. д. Не будет, вероятно, больших проблем у ТАНТК им. Бериева, поскольку продукцией комплекса являются самолеты-амфибии и гидросамолеты, а конкурентов им крайне мало. «Роствертол» во многом работает на оборонку - но им тоже придется доказывать свое «место под солнцем». Зато надо всерьез задуматься о проблемах на «ТагАЗе»: отечественный автопром вряд ли будет получать финансовые «накачки», конкуренция с зарубежной продукцией вырастет в разы.
В качестве основного аргумента специалисты называют объемы внешнеторгового оборота непосредственно Ростовской области: он за первое полугодие вырос до $ 3,7 млрд (на 18 процентов) с ростом экспорта на 43 процента. То есть у региона есть рынок сбыта за рубежом. А вот с малым и средним бизнесом дела обстоят значительно хуже: без господдержки многим не справиться, это надо признавать объективно. Плохо и то, что многие представители этого сегмента вообще слабо себе представляют правовую базу, действующую в ВТО, мало практики в области сертификации и стандартизации.
статья: