Рекомендации психологов по приучению ребенка к туалету
Несмотря на общую схожесть проблемных ситуаций, которые чаще всего описывают родители, каждый отдельный случай на практике, конечно, оказывается по-своему уникальным и в чем-то неповторимым. И в этом смысле, безусловно, нет, и не может быть какого-либо «единого для всех правила», которое бы однозначно указывало «самое лучшее» время для начала освоения ребенком желательных навыков и строго определяло бы точные сроки приобретения необходимых умений. Нет также и «специальных рецептов», которые бы гарантировали быстроту и легкость процесса обучения и, что самое существенное, надежно оградили бы детей и взрослых от вполне возможных, как закономерных временных осложнений, так и непредсказуемых неудач.
И все же, существуют широко известные и общепризнанные рекомендации, следуя которым, можно и нужно своевременно приучать к туалету каждого ребенка. Однако, прежде всего, взрослым необходимо понимать и помнить, что вообще сам процесс приучения к опрятности маленького человека может быть довольно длительным, то есть продолжаться до 3-4, а иногда и до 5-6 лет. К тому же, как показывает опыт работы в группах детского сада, в последние годы у многих современных детей этот период заметно увеличивается искусственно и нередко сопровождается серьезными и ярко выраженными осложнениями из-за активного и постоянного ношения подгузников в раннем и даже младшем дошкольном возрасте.
В связи с этим обращаем внимание родителей на то, что в настоящее время в отношении целесообразности и полезности использования этих «удобных» вспомогательных средств есть разные точки зрения. И хотя, несомненно, что родители вправе делать свой выбор, настоятельно призываем не идти слепо на поводу навязчивой рекламы в средствах массовой информации, которая преследует, как правило, сугубо коммерческие интересы. Рекомендуем принимать продуманные и осознанные решения, исходя в первую очередь из конкретной ситуации развития своего ребенка советует
В целом же, на сроки и характер прохождения этого периода могут оказать влияние различные причины и в том числе не только индивидуальные физиологические и психологические особенности развития ребенка, но и общая организация взрослыми режима дня и режима питания в раннем детстве. Так, например, в ряде случаев рацион питания и его стиль могут иметь определяющее значение. Если же процесс приучения неоправданно затягивается и, тем более, отягощается осложнениями то, конечно, родители должны убедиться в том, что ребенок здоров. Для этого обязательно нужно проконсультироваться с детским врачом.
Самое главное, что требуется от родителей для того чтобы научить ребенка со временем самостоятельно пользоваться туалетом – это большое терпение, а также - определенная настойчивость, последовательность действий, организованность и неторопливость в ожидании стабильного положительного результата. Это значит, что нельзя научить ребенка прислушиваться к своим ощущениям и четко контролировать возникающие желания, не прикладывая к этому ежедневных систематических усилий. Иными словами приучить к опрятности можно, если взрослые постепенно, регулярно и кропотливо приучают ребенка, то есть спокойно изо дня в день предъявляют соответствующие требования и доброжелательно помогают организовать и выполнить необходимые действия по потребности не только днем, но и ночью.
При этом они не сравнивают своего ребенка с другими сверстниками, не раздражаются и не сердятся, не кричат и не ругают ребенка за оплошности, не заставляют в наказание стирать свои «грязные штанишки», а проявляют деликатность и разумно поощряют любые, даже самые скромные достижения в этом непростом деле. В итоге, такого рода действия и реакции взрослых способствуют общему благополучному взрослению ребенка и успешному освоению им с течением времени необходимых навыков самообслуживания.
Напротив, судя по рассказам многих родителей, которые сталкиваются с самыми различными затруднениями, и, в конце концов, даже приходят в отчаяние, большинство из них откровенно признает, что очень часто не могут справиться со своими чувствами и не сдерживают возмущение и гнев. Добиваясь от ребенка безукоризненного выполнения поставленных указаний, они слишком остро переживают разочарование, «выплескивают» и «обрушивают» на ребенка отрицательные эмоции, словесно оскорбляют и даже применяют физические наказания.
Еще в этом процессе очень важна твердая уверенность родителей в том, что все обязательно получится, даже если череду неустойчивых «успехов» пока еще нарушают довольно частые «неудачи». Рано или поздно, ребенок обязательно поймет, чего Вы от него хотите, Ваше желание станет его желанием, он почувствует удовлетворение и испытает гордость за достигнутые результаты.
Не меньшее значение имеет и психологическая поддержка ребенка со стороны родителей и других близких взрослых. Пусть сейчас ребенку пока еще требуется помощь, однако, взрослым необходимо постоянно показывать, что они ни в коем случае не сомневаются в том, что ребенок непременно научится все делать хорошо и самостоятельно.
Два последних пожелания - а именно уверенность взрослого в успехе и поддержка ребенка в его стремлении стать взрослым – часто бывают основными условиями успешного обучения и достижения долгожданных устойчивых результатов.