История Свято-Введенского храма в подробностях
Последняя четверть XIX века характеризуется активизацией социального служения станичной церкви: создавались и успешно функционировали воскресные школы, приходские училища – одно-, двух-, трех- и четырех-классные мужские и женские. Попечительский Совет проявляет заботу о малоимущих заштатных семьях церковнослужителей, принимать участие в сборе средств раненым в русско-турецкой, русско-японской и германской войнах, в обеспечении священнослужителей землей. Начали строиться церкви в близлежащих хуторах и поселках. Благодаря миссионерской деятельности священников Свято-Введенской церкви и материальной поддержке попечительского Совета, было начато строительство единоверческой церкви в хуторе Свинаревом.
Вопреки распространенному мнению, что при строительстве каменного здания Свято-Введенской церкви деревянный корпус был продан Бугораевской Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, по документам значится передача, а не продажа. Да и как один и тот же Попечительский Совет – а он был один на то время в Усть-Белокалитвенском юрту – мог сам себе продать что-то?
На казенные средства учили детей умерших священно- и церковнослужителей в Войсковых училищах и гимназиях, печаловались о судьбе оставшихся без кормильца вдовах и сиротах.
Это – дореволюционная история, документально отраженная в формулярных и клировых ведомостях церкви. Период Октябрьский переворот - Отечественная война 1941-45 годов задокументирован очень скудно. Здесь история церкви представлена в виде доносов и решений о закрытии церкви в конце 30-х годов.
После возобновлении богослужений во время Отечественной войны в 1942 году наступил период – с 1945 по 1961 годы – "легкой оттепели". Казалось бы, богослужения разрешили, но всеми силами старались заглушить веру. Контроль, регистрации, бесконечные смены состава священно- и церковнослужителей… В конце концов, очередное закрытие. На сей раз прихожане пытались этому противостоять: собирали подписи с протестами, обращались в различные инстанции – все тщетно: церковь закрыли. В духе Советов – сфабриковали донос и закрыли. На сей раз церковное здание значительно пострадало, имущество было разграблено.
Очередное открытие свершилось только к 1000-летнему юбилею крещения Руси, в чем немалую роль сыграла международная общественность. В то время именно благодаря голосу РПЦЗ юбилей не смогли "спустить на тормозах". Да и верующие немалую активность проявили: немало петиций написали и порогов начальства обили, пока получили разрешение на возобновление богослужений.
Возвращение верующим здания церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и процесс его восстановления были непростыми: давал себя знать период безбожия, подготовивший целые поколения равнодушно или даже враждебно относящихся к духовной жизни. Понадобились годы беспредела "бархатной революции" и бандитской капитализации страны, чтобы народ ощутил насущную потребность в милости Божией.
И теперь, пройдя и преодолев многие трудности восстановления храма Свято-Введенского, главного в Усть-Белокалитвенском казачьем юрте, община верующих обращается к прихожанам с просьбой: "Помогите издать собранный исторический материал о нашей церкви". Он охватывает период с первого упоминания о полковой часовне до 2009 года, содержит неиздававшиеся документы церковных архивов и доступных архивов НКВД, воспоминания и содержание домашних архивов инициаторов и подвижников дела возвращения церкви верующим к 1000-летию крещения Руси.
В собранном историческом материале немало информации, представляющей собой широкое поле для дальнейшей исследовательской работы духовного краеведения. Это – и продолжение начатого выявления судеб представителей священнических династий XVIII-XIX веков, участников просветительского и социального служения церкви в конце XIX – начале XX веков, и прослеживание нелегких судеб священников в 20 – 30 годы после Октябрьского переворота, и служение церкви во время ВОВ – задолго до официального освобождения города от фашистских захватчиков.
Заслуживает внимания также многолетний упорный труд инициаторов возрождения церкви в 80-х годах. И много, много других тем можно выявить в истории нашей церкви в процессе духовного краеведения.
Н. Постникова