Как была принята программа противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы
В ходе реализации в Белокалитвинском районе целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008 – 2009 годы" количество больных с установленным диагнозом "наркомания" сократилось на 89 человек и по состоянию на 1 января 2010 года на учете в наркологической службе состоит 264 человека, то есть 256,3 человека на 100 тыс. населения.
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, поднялась с 10,5% до 10,98%.
Благодаря повышению эффективности деятельности правоохранительных органов количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ возросло на 29,0 процентов (2009 год – 42, 242 кг, 2007 год –30,157 кг). Это привело к снижению степени доступности наркотиков для незаконного потребления.
Приняты меры по формированию и пропаганде здорового образа жизни. По итогам их реализации количество детей и подростков, занятых в спортивных клубах и секциях по месту жительства, в общеобразовательных учреждениях, а также в спортивных школах возросло по сравнению с 2007 годом на 4,8 тыс. человек, то есть на 20,4 процента, и составляет, по данным на 01 января 2010 года 20,8 тыс. человек.
До 55 процентов возросло количество учащихся, прошедших обучение в общеобразовательных учреждениях по учебным программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков.
Однако указанное не означает снижения актуальности проблемы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими в Белокалитвинском районе.
Распространению наркотиков способствует имеющаяся в Ростовской области собственная значительная природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего – это дикорастущая конопля.
Итоги опросов общественного мнения, проведенных в Ростовской области в 2009 году, показали, что 23 процента опрошенных считают проблему наркотиков одной из наиболее важных и требующих принятия кардинальных мер; 7 процентов респондентов лично сталкивались с ее проявлениями в общественных местах.
Об остроте проблемы говорит и такой факт. По данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2009 году в области из 8098 водителей, задержанных в состоянии опьянения, 10,5 процента – 851 водитель находился под воздействием наркотиков.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы борьбы с наркоманией в Ростовской области, относятся:
* высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
* транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части так называемого южного наркотрафика;
* расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
* формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет;
* наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков.
Наряду с этими факторами выделена другая их группа, заставляющая с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, среди которых:
* снижение обращаемости населения за помощью в наркологические учреждения;
* появление высокотоксичных наркотиков (таких, как триметилфентанил, дезоморфин), переход больных наркоманией на извлечение наркотиков из лекарственных препаратов, реализующихся в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм (в Ростовской области объемы продаж
16 наименований кодеиносодержащих препаратов в 2009 году по сравнению с 2006 годом возросли в 4,6 раза, с 542 тысяч упаковок за 2006 год до 2,5 млн. упаковок в 2009 году);
* обращение в частную систему здравоохранения.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одними из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наибольшей эффективностью в антинаркотической деятельности обладают программы, ориентированные на просвещение и выработку психологических установок отторжения наркотиков на базе привития систем устойчивых позитивных ценностей. Именно поэтому необходимо, обобщая существующий опыт антинаркотической деятельности, пойти по пути обеспечения условий формирования всех компонентов антинаркотической культуры.
В системе мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту основными представляются задачи, связанные со снижением спроса на наркотики, ориентированные на выработку у подростков отторжения наркотиков на уровне подсознания, развитие моды на духовное и физическое благополучие, привитие им традиционных нравственных ценностей, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых, ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 № 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации", от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 № 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 № 26 "О создании антинаркотической комиссии Ростовской области".
Таким образом, сложность и многогранность задач противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода. Решение проблемы может быть реализовано в рамках программных мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, подготовленной на основе Областной долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы"
По информации комитета по ФКС и делам молодежи, С. СМИрнофф