Как начинался «Тихий Дон» М.А. Шолохова
Шолохов "дерзнул". Ещё в Каргинской, работая над рассказами, он вынашивал мысль о написании крупного произведения о донских казаках. В это время и позже, в Вёшенской, писатель изучал литературу о войне 1914-1918 гг., читал работы советских военспецов и историков, мемуары Деникина, Лукомского, Краснова, присланные ему издательским работником Е.Г. Левицкой, исследовал сборники документов, много работал в архивах Москвы, Ростова-на-Дону и Новочеркасска. Известно, что Шолохов прочел книги об истории гибели армии генерала Самсонова в Восточной Пруссии (1914), Брусиловском прорыве в Галиции (1916), книгу Зайончиковского "Мировая война 1914-1918 гг." (1925), книги Н. Какурина, А. Френкеля, Н. Янчевского, И. Калинина и многие другие.
"За “Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шёл на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского.
За два или полтора года я написал 6-8 печатных листов… потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела, не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого "Казаки", но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках, по сути, не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <…> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось…". (Из беседы М.А. Шолохова со студентами факультета славистики в Упсале (Швеция) в декабре 1965 года).
Замысел великой книги оформился окончательно уже в первые годы жизни писателя в Вёшенской. Здесь весь материал был под рукой: Вёшенская – бывший центр антибольшевистского восстания на Верхнем Дону. Эти события 1919 года ещё никто не изобразил ни в исторической, ни в художественной литературе. Шолохов поселился среди земляков. Он много и напряжённо работает, много ездит, разыскивает нужные книги, периодику тех лет, военные карты, встречается со старожилами станиц и хуторов. Очень много в работе над романом значили встречи с непосредственными участниками событий, особенно с Харлампием Ермаковым – одним из основных прототипов образа Григория Мелехова в романе.
"Тихий Дон" Михаила Шолохова невозможно представить без многоцветья народных казачьих песен. В книге "звучат" и детские, и протяжные, "служивские" и лирические, плясовые и исторические. Тексты некоторых он уточнял по "Донским казачьим песням" А. Пивоварова (Новочеркасск, 1885 г.), "Сборнику донских народных песен" А. Савельева (СПб., 1866 г.), а большинство хорошо знал сам и очень верно пел в дороге, в семейном кругу, на отдыхе. Всем известен эпизод встречи Михаила Александровича с артистами Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков, когда в разговоре о казачьей песне писатель живо и образно вспоминал, где и когда слышал ту или иную песню, читал наизусть тексты, напевал отдельные места. Руководитель ансамбля Анатолий Квасов говорил: "Я диву давался, сколько он песен знает! И как знает!".
Еще в феврале 1927 г. Шолохов вел переговоры с издательством "Московский рабочий" об издании романа, затем по совету друзей отнес рукопись в Гослитиздат, где ее отклонили как произведение, "восхваляющее казачество", "идеализирующее казачий быт". В редакции журнала "Октябрь" члены редколлегии поставили автору в упрек слишком большой объем произведения, "растянутость" и соглашались печатать только при условии значительных сокращений. И только когда Александр Серафимович, ответственный редактор "Октября", тогдашний авторитетнейший организатор молодой советской литературы, прочитав рукопись романа, отдал распоряжение печатать без всяких сокращений, судьба романа была решена. Несмотря на проволочки редакционных перестраховщиков, настойчивость Серафимовича и его вера в талант молодого Шолохова преодолели все препоны.
Январский номер "Октября" за 1928 год открыл новую великую страницу отечественной культуры: "Михаил Шолохов. "Тихий Дон". Часть первая". За январь-февраль редакция журнала получила десятки тысяч читательских писем с восторженными откликами. За рубежом Шолохова называли новым Толстым, его ставили в один ряд с Гоголем, Тургеневым, Достоевским. Высокая оценка прозвучала из уст А.В.Луначарского и А.М.Горького.
Так началась жизнь одного из самых любимых читателями нашего Отечества произведений, неповторимого романа-эпопеи о судьбе донского казачества, о судьбе России в годы Первой мировой, двух революций и Гражданской войны.
Писатель Константин Прийма, собиравший материалы об исторической судьбе романа "Тихий Дон", в 1974 году во время встречи в станице Вёшенской с Михаилом Александровичем Шолоховым и его супругой Марией Петровной, задал вопрос о том, где же, когда и как была начата работа над "Тихим Доном". Автор обратился к супруге: "Маша, может, ты припомнишь, с чего и как начинался “Тихий Дон”?".
И Мария Петровна поведала следующее: "Весной двадцать шестого года, должно быть, до отправки этого письма Ермакову (от автора: на столе лежала копия письма), Михаил Александрович и говорит мне: “Знаешь, дорогая, рассказы – это лишь разбег, проба сил… А хочется мне написать большую вещь – роман. Хочу показать казачество в революции. План уже продуман. Надо приступать к работе. Так что поедем домой, Маша… Там легче будет дышать и писать”".
Шолоховы вернулись в Каргинскую, затем переехали в станицу Букановскую. "Сняли квартиру в доме кузнеца Долгова. За стеной ковали куют, а Миша сидит за столом, первые страницы "Тихого Дона" пишет… Осенью 1926 года мы переехали в Вёшки, и там первые книги романа были завершены", - вспоминает Мария Петровна.
На вопрос Приймы, много ли было вариантов начала романа, Шолохов ответил: "Да так сразу и начал, как есть в книге"… Он четко произнёс: "Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб – и вот берег…".
Так начинался великий роман великого русского писателя. Впереди у писателя и его книги была трудная, неповторимая судьба…
С. Грибанов,
старший научный сотрудник
музея-заповедника М.А. Шолохова.