Проблемы в Белокалитвинском охотничьем хозяйстве
В прежние времена член общества охотников обязан был отработать 4 дня на территории хозяйства. Очищали родники, устраивали кормушки для зверья, вязали веники для косуль и зайцев, чтобы животные смогли пережить холодную и голодную зиму. Потом отработку заменили деньгами. Заплатил – и можно только приезжать стрелять. Но ведь смысл общества охотников не в том, чтобы убивать зверей для пропитания. Если посчитать стоимость путевки – мясо дешевле купить в магазине. И никаких хлопот – не надо никуда ехать, мерзнуть, выслеживать зверя, стрелять. Основная цель охотничьих обществ в воспитании бережного отношения к природе и ее богатствам, увеличению фауны и рыбных запасов. Об этом написано в Уставе обществ охотников и рыболовов, это одни из основных целей и задач.
Есть огромный опыт, накопленный первичными организациями охотников по всей России. В первичке идет учет баллов оценки трудового участия охотников. Например, за прохождение маршрута по учету зверей – 1 балл. Учитываются все виды работ: посев кормовых площадок, участие в рейдах по борьбе с браконьерами. Больше баллов – больше зверя можешь отстрелять. Проводятся соревнования по охотничьему биатлону, стендовой стрельбе, посвящение в охотники, чествование ветеранов. Нетрудно представить, какой воспитательный заряд несет в себе такая работа руководства общества.
Но таких охотобществ немного. К сожалению, они переродились. Теперь это не товарищи, объединенные одной целью – охотой, а предприниматели, присваивающие деньги обществ, плюющие на оскудение охотничьих угодий. Молодняк дичи не покупается и не выпускается в угодья. Не опднимается зарплата егерям. В сущности, общественные охотничьи организации – это отличный бизнес. Собирай себе деньги – никто ведь не проверит, куда они делись. У организации нет ни баланса, ни формы № 2 – "о прибыли". Даже отчет об остатках денежных средств на расчетном счете никто вам не даст посмотреть, это же надо потом объяснить, куда делись деньги, не на бензин же все списывать.
В 70-х годах прошлого века из-за стихийных бедствий (пожаров) в центральной части Российской Федерации и прилегающих к нам Северо-Донецкого и Нижнекундрюченского заказников охотничьи угодья нашего и близлежащих районов заполнились зверьем. Появились у нас лоси, олени, кабаны. Благодаря хорошим климатическим условиях и хорошей кормовой базе животные быстро стали размножаться и стали наносить существенный урон сельскому хозяйству района. В то время охотобщество регулировало численность животных, на которых можно было охотиться выдачей товарных и спортивных лицензий. Но прошло время и неожиданно выяснилось, что животных осталось мало. Это произошло из-за большого количества активных охотников. Стало очевидно, что без искусственного и вольерного разведения зверья охотничьи угодья опустеют совсем. Белокалитвинское общество рыболовов и охотников (ОООР и О) также пошло по этому пути и получила 2 лицензии на вольерное содержание дикого кабана и лицензию на вольерное разведение фазана. Результаты не заставили себя ждать, в Литвиновском охотхозяйстве численность дикого кабана быстро выросла. Но с передачей Литвиновских охотничьих угодий в частные руки и вспышками страшного заболевания – африканской чумы свиней действие лицензии было прекращено и на этом ведение охотхозяйства в Белокалитвинском районе замерло.
С. СМИрнофф