Актуальные вопросы пенсионного обеспечения, начисления и уплаты страховых взносов
Представляем ответы на некоторые из поступивших вопросов.
Вопрос:
Пенсионер, уплачивающий дополнительные страховые взносы (ДСВ) в 2012 году, получил единовременную выплату накопительной части пенсии. В 2013 году он продолжает уплачивать ДСВ, имеет ли он право на единовременную выплату накопительной части в 2014 году?
Ответ:
Повторная реализация права на единовременную выплату за счет средств пенсионных накоплений не предусмотрена. Поскольку участие в программе государственного софинансирования пенсии продолжается, все дополнительно уплаченные суммы с учетом их софинансирования и инвестиционного дохода будут учтены на индивидуальном лицевом счете. Право на выплаты за счет средств пенсионных накоплений может быть реализовано в виде накопительной части трудовой пенсии либо срочной пенсионной выплаты.
Вопрос:
Планируется ли изменения размеров страховых взносов по индивидуальным предпринимателям без наемных работников с 01.01.2014 года? Не планируется ли расширить список освобождения от уплаты фиксированного платежа, например для военных пенсионеров?
Ответ:
Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012г №2524-р: "В долгосрочной перспективе указанной категории граждан будет предоставлено право выбора:
- либо уплата страховых взносов в соответствующем фиксированном размере с формированием пенсионных прав на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- либо присоединение к системе формирования пенсионных прав наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов".
В настоящее время в Государственную Думу вносятся различные законопроекты, касающиеся освобождения определенной части индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов. В частности, 16.01.2013г. в Государственную Думу внесен законопроект, освобождающий от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателей, получающих трудовую пенсию. Сведений о внесении законопроектов, освобождающих от уплаты взносов военных пенсионеров, в настоящее время Отделение не имеет.
Вопрос:
Каким документом определяется статус временно проживающего и временно пребывающего иностранного гражданина?
Ответ:
Согласно Федеральному закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при заключении трудового или гражданско-правового договора и определения статуса иностранный гражданин должен предъявить следующие документы:
- временно пребывающий: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке); разрешение на работу; трудовая книжка (если заключается трудовой договор и гражданин ранее работал в РФ); документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки; СНИЛС (если ранее был застрахован в системе ОПС).
- временно проживающий: те же документы, что и для временно пребывающего, за исключением миграционной карты и визы; в паспорте - отметка о разрешении на временное проживание или отдельный документ с разрешением на временное проживание.
Вопрос:
Организация применяет пониженный тариф "ПНЭД"*, в организации один сотрудник инвалид. Может ли организация применять тариф "ПНЭД" для всех сотрудников и не уплачивать страховые взносы на ФФОМС?
Ответ:
В случае, если основным видом экономической деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, является вид деятельности, поименованный в п.8 ч.1 ст.58 Закона №212-ФЗ, то такая организация уплачивает в 2012-2013 г.г. страховые взносы по пониженным тарифам, установленным ч.3.4 ст.58 настоящего закона в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу всех работников данной организации, в том числе являющихся инвалидами I, II или III группы. Данное правило действует при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Согласно ч.3.4. ст.58 Закона №212-ФЗ тариф страховых взносов в ФФОМС на период 2012-2013г.г. установлен в размере 0%. Следовательно, страховые взносы в ФФОМС, в том числе в отношении работников-инвалидов, организация не уплачивает.
*Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения по определенным основным видом экономической деятельности.
Вопрос:
Какие документы крупный страхователь (более 500 сотрудников) должен запрашивать у работника для правильного распределения тарифа страховых взносов с 2014 года в связи с изменениями по №243-ФЗ?
Ответ:
В связи с принятием Закона от 03.12.2012г №243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" никаких дополнительных документов запрашивать у работника не требуется.
Вопрос:
Как произвести расчет сумм своей будущей пенсии согласно изменениям, внесенным Федеральным законом №243-ФЗ с 2014 года, с учетом двух предложенных вариантов: ГУК-2% нак./ч., НПФ – 6% нак./ч.?
Ответ:
Названным Федеральным законом гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2013 году предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо формировать их через государственную управляющую компанию "Внешэкономбанк" по тарифу 2% или 6%, или же через частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%, начиная с 2014 года.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (статья 29.1 настоящего Федерального закона).
Соответственно, размер пенсии зависит о суммы страховых взносов как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии.
Гражданин должен самостоятельно принять решение, каким будет размер тарифа страховых взносов на формирование накопительной части его пенсии с 2014 года. Необходимо понимать, что тариф в размере 2% не является уменьшением пенсионных прав, ведь при снижении финансирования на накопительную часть с 6% до 2% происходит одновременное увеличение финансирования на страховую часть пенсии на эти же 4%. При этом страховая часть гарантируется государством и не подвержена рыночным рискам.
Вопрос:
Облагаются ли страховыми взносам Трудовые книжки, приобретенные за счет средств предприятия, выданные сотрудникам?
Ответ:
в данном случае применяются положения ч.3 ст.7 Закона №212-ФЗ, согласно которой не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).
Таким образом, стоимость трудовой книжки, приобретенной за счет средств предприятия и выданной сотруднику безвозмездно, не подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с ч.3 ст.7 Закона №212-ФЗ.
Вопрос:
Арендатор, являющийся физическим лицом в рамках договора аренды, производит капитальный ремонт помещения своими силами и средствами. Договор аренды предусматривает, что арендатор может производить капитальный ремонт по согласованию с арендодателем.
По окончании работ сторонами подписан акт сдачи-приема выполненных работ. За проведение ремонтных работ арендатору причитается вознаграждение которое выплачивается путем зачета арендных платежей в счет будущих периодов аренды помещения. Так как арендатор в рамках договора аренды выполняет подрядные работы, следует ли начислять страховые взносы, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда на сумму вознаграждения за выполненные работы?
Ответ:
в данном случае между арендатором (физическое лицо) и арендодателем заключен договор аренды (договор гражданско-правового характера), в соответствии с положениями которого, арендатор, в счет арендной платы, может производить капитальный ремонт помещения.
Согласно акту сдачи-приема выполненных работ сторонами определена денежная сумма, которая арендодателем фактически не выплачивается арендатору, а засчитывается в счет погашения задолженности за аренду помещения.
Таким образом, данная денежная сумма не является объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды РФ.