Жители Белокалитвинского района о сохранении наших рек
В Грушевке до революции много лет действовала прекрасная водяная мельница. Основание плотины было из камня, который хозяин – мельник засыпал землей. Он возил ее со своего участка. В 1949 году на месте старой мельницы была построена Грушевская ГЭС. Ее электроэнергии хватало на освещение хуторов Грушевки и Дубового. Действовала она до начала 60-х годов, когда стали использовать государственную электроэнергию. Ежегодно весной плотина разрушалась до основания. После половодья и ледохода на волах возили камень, который забивался навозом с ферм. Высота плотин-времянок была незначительной – всего метр-полтора, но глубина реки в этих местах была 5-7 метров, потому что дно было чистым, не было заиления, в полную силу действовали донские ключи, не было таких камышовых зарослей, как сейчас. Теперь русло реки покрыто толстым слоем ила. Глубина реки в среднем сейчас 1,5 м. Только специалисты могут дать заключение, помогут ли плотины времянки в наших условиях самоочищению рек. Половодья бывают теперь раз в 10-15 лет. За это время по мелководью вырастают мощные деревья, которые сдерживают массы льда и вызывают большой подъем воды. Как известно, 2 февраля 2003 года после сильных дождей на реке Кундрючьей начался мощный ледоход. Появились многокилометровые заторы, прежде всего в черте населенных пунктов. Вода стремительно стала прибывать и достигла отметки 4 - 4,5 м. сказать, что у хуторян, которые живут вблизи реки все это вызвало чувство страха – значит, ничего не сказать. Если уровень воды в реке поднялся еще на 60 см. – она хлынула бы на улицы. Это установили Новочеркасские ученые. Конечно, в конце концов, вода сорвала бы ледяные массы. Нанесен был колоссальный материальный ущерб. Нельзя исключать в данной ситуации и человеческие жертвы. Но вновь природа помиловала нас – ударил сильный мороз и ледяные массы превратились в мощный монолит. Но напряжение сохранялось до весны. И на этот раз пронесло, но может в конце концов и рвануть. Как "рвануло" в Крымске и других местах. Все это происходит прежде всего от человеческого равнодушия.
Как известно, на реке Кундрючьей несколько лет проводились очистные работы. В районе Грушевки рабочие появились осенью 2009 года. Все мои земляки ожидали маленького чуда, но все мы были разочарованы, когда увидели, как происходит "лечение" реки. Очевидно, что все делалось наспех, с отклонениями от проекта. И в результате такого "лечения"- резкое падение уровня реки. Удивительно, что такое неординарное событие прошло незаметным для района. Неизвестно, сколько потрачено средств на очистку реки в границах нашего района, были ли нарушения проекта, кем был подписан акт о проделанной работе.
Я считаю неприемлемым заявление гидролога, что главная причина того, что Северский Донец утратил судоходное значение это то, что речной путь стал нерентабельным. Даже если это и так, нельзя "ставить крест" на нашей реке. Что же будем делать, когда на заброшенном Донце перестанут справляться со своими функциями очистные сооружения? А как же быть с народной мудростью о том, что не хлебом единым сыт человек?
Во всех изданиях о Белой Калитве авторы с гордостью сообщают тот факт, что город стоит на трех реках. А о чем писать нашим детям и внукам? Что наш прекрасный город расположен на трех болотах? Или новообразованных балках? Этого допустить нельзя. Донец нужно спасать, если мы патриоты родного края на деле, а не на бумаге.
Необходимо настойчиво обращаться к представителям власти, выступать перед депутатами районного собрания, обращаться к широкой общественности, поднимать этот вопрос на страницах районной печати.
Я глубоко убежден, что в администрации района должен быть человек, который контролировал бы вопрос состояния наших рек и регулярно информировал главу района о состоянии дел, знать, кто в сельских администрациях будет нести за это ответственность, ставить вопрос о привлечении к ответственности нерадивых руководителей.
Какие же конкретные шаги можно предпринять в этом направлении уже сейчас?
Регулярно вырубать деревья, растущие по руслу рек в черте населенных пунктов. Это можно сделать своими силами. Не допускать распашку и выжигание прибрежных зон.
Всем известно кто и зачем это делает. А это нарушение закона, но никто даже мизинцем не хочет шевельнуть, чтобы прекратить безобразия. Один из местных чиновников как-то спокойно заявил: "А что мы можем сделать? Не стрелять же их…". Вот так и пластушечники безнаказанно способствуют уничтожению рек. Вся весну лето и осень вода в реке Кундрючьей была грязно-бурой. Говорят, что где-то в районе хутора Садки продолжает действовать мощный карьер, а грязь от него годами сбрасывается в реку. Пока побеждает равнодушие…
В. Цирульников