Сохранить память о Великой Отечественной войне: Белокалитвинская история
Увидеть войну без прикрас нам помогают живые свидетели того времени. Их, конечно, остаётся все меньше. Уходят ветераны, своими руками давившие "гидру фашизма". Но поколение мальчишек, чье детство пришлось на "сороковые" ещё довольно многочисленно. А детская память довольно крепка.
От жизни до смерти один час
Иван Арефьевич Свинарёв войну наблюдал семилетним пацанёнком в хуторе Верхнепопов.
- Немцы брали Поповку два раза, - рассказывает Иван Арефьевич, - Вот в первый раз, когда наши отступали, и произошел этот случай. Один боец из проходящей мимо красноармейской части отпросился на часок – проведать родных. Они жили где-то в хуторах за Донцом. Опоздал из побывки он всего на час-полтора и нагнал своё подразделение уже в Верхнепопове. Однако командир не дал парню присоединиться к части. Бойца показательно расстреляли неподалёку от старой мельницы, у гребли.
По словам Ивана Арефьевича, опоздавшего не просто расстреляли, а заставили вырыть себе могилу. В 1949 году, когда останки павших воинов перенесли в одно братское захоронение, этого солдата, назвав "изменником Родины" оставили на месте. Постепенно его могилка, ранее обложенная камнями, совсем сравнялась с землёй.
- Я мог бы показать это место, - говорит Иван Арефьевич, - Может кто-нибудь из поисковиков возьмется восстановить, наконец, историческую справедливость? Парня следует перезахоронить по-человечески.
Концлагерь в школе
По словам моего собеседника, в Верхнепоповской школе немцы сделали нечто вроде концлагеря. Там они держали советских военнопленных. Часовым было скучно нести нудную службу. Развлекались немецкие солдаты тем, что иногда стреляли в того из пленных, кто покажется в окне охраняемой ими школы. Что-то вроде импровизированного тира с живыми мишенями. Жертву одной из таких забав закопали прямо возле калитки, чтобы все по нему ходили.
- Насколько помню, звали солдата М.А. Картушин, - рассказывает Свинарёв. – Знаю ещё несколько таких безымянных могил. Часть из них уже перезахоронили в Нижнепопове, часть нет. Был я и свидетелем, как фашисты закололи штыком ребёнка из еврейской семьи прямо на глазах матери. После этого всех евреев расстреляли и сбросили в речку.
- Разве теперь, когда отданы воинские почести тысячам расстрелянных польских военнослужащих, когда названы имена нелюдей, подписывавших кровавые приказы о расстрелах, эти невинно убиенные люди не заслуживают нормального погребения? – спрашивает директор Нижнепоповской школы В.П. Лях – Говорят, что война закончится, когда буде захоронен последний солдат. Хочется верить, что все это будет сделано не только на словах, но и на деле.
В Попрядухин