Судебные приставы информируют о нововведениях в Федеральном законе от 05.04.2013 N 33-ФЗ
В соответствии с указанным законом статья 32.4 КоАП, регулирующая вопросы исполнения постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, дополнена частью 1.1 следующего содержания:
"Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Кроме этого внесены соответствующие изменения и дополнения в ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон). Так,
- статья 1 Закона, регулирующая сферу действия закона, дополнена частью 3 о том, что условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
- часть 1 статьи 5, определяющая органы принудительного исполнения, дополнена после слов "должностных лиц" словами "в порядке, установленном настоящим Федеральным законом".
9 мая 2013 года вступает в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 49ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты РФ".
В частности внесены следующие изменения:
1. часть 2 статьи 5 Закона изложена в следующей редакции:
"Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов)".
Аналогичные изменения внесены в ФЗ "О судебных приставах", а именно статья 4 дополнена пунктом 1.1 о том, что судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации (далее - судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
2. Законодательно закреплено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней, соответствующие изменения внесены в части 12 и 13 статьи 30 Закона (слова "не может превышать" исключены).
3. Статья 38 Закона, регламентирующая отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, дополнена частью 3.1 о том, что "заявление взыскателя об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления".
Кроме этого, часть 4 данной статьи дополнена положениями о том, что постановление судебного пристава-исполнителя об отложении или об отказе в отложении утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
4. Изменена редакция части 4 статьи 45 Закона – "заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов, и подлежит рассмотрению судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем".
5. Введена статья 64.1. регламентирующая вопросы рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве:
- заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства;
- заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными Законом;
- заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов;
- в случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство;
- если иное не предусмотрено Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства;
- в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено Законом;
- копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
6. В связи с наделением с 1 января 2013 года Федеральной службы судебных приставов полномочий по исполнению административного наказания в виде обязательных работ внесены соответствующие изменения и дополнения в этой части:
6.1. Часть 14 статьи 30 Закона дополнена положением о том, что судебным приставом-исполнителем не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;
6.2. Статья 35 Закона, регламентирующая время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, дополнена частью 3.1., согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы.
6.3. Глава 13 Закона дополнена статьей 109.2, регламентирующей вопросы исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ.
"1. Исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
2. Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.
3. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:
1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;
2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;
3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;
4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;
6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.
4. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ.
5. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия должника - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.
6. Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации.
7. На основании представляемых организацией, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, сведений о времени, отработанном должником, судебный пристав-исполнитель ведет его суммарный учет в часах.
8. В случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".
6.4. Кроме этого, внесены дополнения в пункт 2 статьи 9 ФЗ "О судебных приставах", регламентирующей полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, согласно которым главный судебный пристав субъекта взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы.
7. Изменения коснулись и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве до 1 года, соответствующие изменения внесены в часть 1 статьи 4.5 КоАП.
- увеличен срок уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности до шестидесяти дней, соответствующие изменение внесены в часть 1 статьи 32.2 КоАП:
- изменен срок направления постановления о наложении административного штрафа с трех суток до десяти, часть 5 статьи 32.2 КоАП.
Пресс-служба Управления ФССП России по Ростовской области