Грустная сказка-быль про наш Северский Донец
Характер был у неё молодой, задорный только один лишь лютый мороз мог сдержать её буйный нрав. Сковывал он реченьку панцирем ледяным и усмирял красавицу. Покорно подчинялась она и замирала, ожидая первого весеннего солнышка. А потом…. Сбросив одежды ледяные, уж гуляла она, показывая резвость девичью. И шумела она, и гремела, как гром весенний, играя льдинами огромными, как пухом лебединым. Швыряла и подбрасывала глыбы, строя пирамиды невиданные. А потом разливалась на просторе, топя нивы плодородные, и отдыхала после забав своих.
Пролетели столетия, заселили люди берега её. Стянули они реченьку поясами тугими, впились в её тело зубами острыми, железными. На берегах её выросли гиганты чёрные, как змей Горыныч дышали они огнём и смрадом, выплёвывая нечистоты поганые в воды её чистые. От берега до берега опутывали её сетями шелковыми и глумились над её обитателями.
Возмутилась реченька, попробовала было сама с людьми силой померяться. Рушила она платины бетонные, топила гигантов-ящеров, путала сети рыбацкие. Да напрасны были её усилия. Ещё пуще люди взбунтовалися. Весной раннею стали зелье ядовитое пускать в воды её, дно сотрясать взрывами страшными. И взмолилась тогда реченька, запросила пощадушки.
- И кормила я вас, и поила, и охлаждала в жару изнуряющую. За что же вы на меня ополчилися, заковали меня в берега каменные, лишили воздуха свежего?Но не вняли люди мольбам её.
Потекли дни её тягостные, стала мелеть наша реченька, берега заросли травою сорною, вода помутилася, зелёным мхом взялася. Не смогла она жизнь давать и обитателям своим. Не осталось сил у реченьки взывать к людскому разуму. И с крика вопиющего перешла она на шёпот тихий, моля о помощи.
А тут и люди, наконец, ужаснулися.
- Да неужели всё это мы своими руками наделали?
И пошли они скорее к реченьке.
- Не взыщи на нас, матушка-кормилица! Ты прости уж нас, неразумных.
Расчистили берега её заросшие, поставили заслоны заводам-чудищам, запустили в её воды рыбу утерянную. Создали люди дружины добровольные, чтобы, если где и проклюнется семя поганое, кто с сетями, огнём или мусором любым на берега пожалует, пресечь и наказать сразу же. Повеселела наша реченька, заиграли её воды лучами солнечными. Рада она, что вовремя поняли её жители местные. Ведь нельзя нарушать законы вековые, нельзя им врозь по жизни идти. Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым людям и природе урок!
Алёна Караиван