Вот, предположим, пришел я сюда перекусить, а эта гадость в передниках кричит — "Закрываемся! Закрываемся!" А я взял, хоп, и ресторан купил. Теперь он работает для меня круглосуточно. Парфен Рогожин, герой фильма "Даун хаус"
Поисковик Google 9 октября заявил о покупке популярного видеосервиса YouTube за 1,65 миллиарда долларов. YouTube являлся прямым конкурентом сервиса Google Video и целиком сохранит свою торговую марку после завершения сделки в конце года. Google намерен зарабатывать на YouTube за счет размещения контекстной рекламы.
Слухи о слиянии Google и YouTube впервые появились в начале октября, однако пресс-службы обеих компаний на тот момент отказывались комментировать эту информацию. Зато 10 октября основатели YouTube записали полутораминутное обращение к аудитории, собрав что-то около трех тысяч комментариев. У них действительно активные посетители.
Несмотря на то, что это самое крупное поглощение, произведенное поисковиком, за YouTube Google не заплатит ни копейки наличными. Поглощение произойдет при помощи обмена акциями, и если все 67 человек, работающие в YouTube, не подведут Google, то в скором времени они превратятся в миллионеров. При этом им даже не придется переезжать в новый офис - штаб-квартира YouTube останется на прежнем месте.
Феномен YouTube История популярнейшего "видеовещательного" сервиса проста, как все доткомовское. Трое друзей - Чед Херли (Ched Hurley), Стив Чен (Steve Chen) и Джавад Карим (Jawed Karim) начали свой бизнес в гараже, зарегистрировав 15 февраля 2005 года домен youtube.com.
В ноябре 2005 года на молодую компанию обратили внимание венчурные капиталисты в лице Sequoia Capital. Последняя - довольно заметный игрок на рынке, фирмы, которые она финансировала, занимают около 10 процентов капитализации NASDAQ. Когда-то средствами Sequoia воспользовались Google, Yahoo, и PayPal.
Тут надо сказать, что все трое основателей когда-то работали в PayPal, а затем к ним присоединился Ролоф Бота (Roelof Botha), партнер Sequoia Capital и бывший финдиректор PayPal, и дела у новой компании пошли просто замечательно. Уже в декабре 2005 года видеосервис YouTube открылся и начал бешено набирать обороты.
Параллельно с YouTube развивался сервис Google Video. Он начался с призыва к пользователям в апреле 2005 года поделиться своими видеофайлами, и открылся летом прошлого года.
Оба сервиса очень похожи. Они предоставили пользователям возможность вставлять видеоролики на свои веб-страницы и в свои блоги; они используют Flash для проигрывания видеоклипов; они позволяют вести списки понравившихся роликов и обладают сравнимым набором сервисов.
Впрочем, есть и отличия. Google сразу начал строить бизнес-модель, основанную на платном просмотре части материала. Таким образом, авторы видеороликов могут использовать Google Video как платформу для заработка - они получат часть платы за просмотр. YouTube пошел по другому пути - поэкспериментировав, он остановился на видеорекламе.
После сделки источник доходов YouTube должен измениться - Google внедрит на сайт свою систему контекстной рекламы. При 100 миллионах просмотров сайта в день и 75 миллионах человек ежемесячной аудитории деньги от рекламы Google будет грести в буквальном смысле слова лопатой.
Полный идиотизм У каждой крупной сделки есть свои внимательные наблюдатели. В случае тандема Google-YouTube таким наблюдателем стал Марк Кьюбан (Mark Cuban), миллиардер и ветеран эпохи доткомов. Кьюбан сам по себе личность легендарная - свои миллиарды он заработал во время бума доткомов, сумев продать свой Broadcast.com поисковику Yahoo.
Тем интересней его мнение о покупке YouTube поисковиком Google в практически такой же ситуации. По словам Кьюбана, сложно придумать что-либо более глупое, чем покупка YouTube. В своих рассуждениях бизнесмен опирается на августовский опыт Google, выкупившего рекламные площади портала MySpace. Бизнес-модель в случае сделки с MySpace выглядит просто - Google отчисляет площадке определенный процент от доходов, получаемых при размещении рекламы на сайте.
Таким образом, по мнению Кьюбана, совсем не обязательно покупать YouTube, чтобы заработать на нем. Более того, покупая популярный видеосервис, Google приобретает все правовые риски. Они у YouTube огромны, так как любой пользователь может загрузить на сайт материалы, защищенные авторским правом, причем разбираться с нарушением придется самому YouTube.
Интересно, что многие аналитики сочли, будто 1,65 миллиарда долларов за такой стартап, как YouTube - это слишком много. Тем не менее, потенциал у этой "видеосвалки" огромен. YouTube по темпам роста превосходит MySpace и уже входит в десятку самых посещаемых сайтов Интернета (данные Alexa).
Кроме того, YouTube оказался одним из немногих сервисов, способных соревноваться по скорости развития с аналогичными сервисами Google. Поэтому-то глава популярного поисковика Эрик Шмидт (Eric Schmidt) и решил воспринимать YouTube как "естественного партнера" (цитата из пресс-релиза Google).
Оставшись отдельным брендом по условиям соглашения, YouTube, скорее всего, частично обменяется аудиторией с аналогичным сервисом Google Video (один из вариантов такого обмена - предоставить возможность искать клипы на двух сервисах сразу). В то же время оба сервиса будут конкурировать внутри самого Google.
Но интересна даже не судьба YouTube, а одна фраза, которую обронил Эрик Шмидт, заявивший, что это не последнее вложение Google в усиление видеонаправления. Остается только гадать, кто будет следующим естественным партнером.