В Москве появился новый фестиваль
В Москве появился новый фестиваль. И не какой-нибудь заштатный, асуперамбициозный, организованный – небывалое дело – не менеджерами, асамими людьми искусства. Да еще объявляющий себя мероприятием, преждевсего, демократическим. Называется он Фестиваль современного искусстваTERRITORIЯ, и в организаторах его числят актеров Евгения Миронова иЧулпан Хаматову, режиссера Кирилла Серебренникова, дирижера ТеодораКурентзиса и только двух людей, и прежде занимавшихся кураторством:театрального критика Романа Должанского (он же один из арт-директоровфестиваля NET) и
Заполторы недели, с 16 до 23 октября, в программе «Территории» пройдеттри драматических спектакля и один танцевальный, несколько фильмов,серия клубных концертов и один филармонический, выставка комиксов ибольшой поэтический вечер. А еще многочисленные мастер-классыпредставителей всех искусств из разных стран, организованные для 200студентов, специально привезенных из региональных училищ и институтовискусства Ярославля, Иркутска, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани иМагнитогорска.
Фестиваль с самого начала называетсебя школой, и организаторы торжественно провозглашают, что устраиваютего «не для ценителей искусства и эстетов, а для молодых» (тем самымобидно выводя молодых из числа любителей искусства).
Знак фестиваля – линии метро, причем организаторы называют главным нелинии, а станции пересадок как точки пересечения разных искусств.Московский метрополитен (который значится одним из спонсоров ипредоставляет свои станции для некоторых фестивальных мероприятий)считает себя символом андерграундной и демократичной направленности«Территории», поскольку только здесь, под землей, как уверял напресс-конференции искушенный начальник столичного метро, «можновстретить и бомжа, и олигарха».
Нопойдем по порядку. Сначала про амбициозность. Имена и названияколлективов, на которых строится программа фестиваля, действительнопервого ряда, причем каждое с оттенком некоторой если не скандальности,то эксперимента.
«Тем, кто охраняет какие-тосакральные территории, на этот фестиваль лучше не соваться», – сугрозой говорил Кирилл Серебренников, которого Миронов представилглавным идеологом команды.
«Здесь все лучшее! Карл Маркс – немец, а революция произошла здесь!» –невпопад радовался Курентзис. И уверял, что наконец-то зрителямпредстоит увидеть не то, что происходило в мире лет двадцать назад, какэто якобы обычно бывает на российских мероприятиях, а то, что всюдупоявится только лет через десять.
Всеэти высказывания, разумеется, классические понты: в программе«Территории» стопроцентные премьеры соседствуют с событиями, уже давноизвестными за рубежом, и даже теми, что не первый раз проходят в Москве(как, например, одноактный танцспектакль «Свадебка» Татьяны Багановойили перформанс Олега Кулика «Кулик кулику глаз выклюет»). К тому жестоит сделать скидку на понятную неосведомленность устроителей о том,что происходит в чужих им областях искусства (Серебренников, изумляяарт-критиков, уверял: мастер-класс Кулика – событие экстраординарное,поскольку его лишь за границей считают знаменитым художником, а у насчислят городским сумасшедшим).
Но, конечно, никакие понты инелепости не смогут испортить впечатления от действительно качественносоставленной и весьма дорогостоящей программы. Один из главныхспонсоров фестиваля – администрация президента РФ, что позволяетвоспринимать это событие как предвыборное.
Другое дело – демократизм. Устроители объявили «Территорию» фестивалемдля молодежи и обещали сделать билеты на мероприятия максимальнодоступными – 100 рублей для студентов и до двух с половиной тысяч длявсех остальных. Но на деле большинство событий фестиваля превратилось всовершенно закрытые. И непонятно, зачем нужно широко рекламироватьспектакли или поэтический вечер, если даже на сайте «Территории» навопрос, где купить на них билет, честно отвечают: нигде, билетыраспространяла дирекция.
Нок черту придирки, поговорим о программе фестиваля. Начинается все соспектакля венгерского театра Kretakor «BLAKLAND». ТридцатидвухлетнийАрпад Шиллинг, которого сейчас считают одной из главных театральныхнадежд Европы, впервые побывал в России год назад, на прошлом NET, сочень современной и тонко психологичной чеховской «Чайкой». Теперь онприедет со спектаклем, совершенно не похожим на то, что виделимосквичи: участники представления сочинили «Черную страну» вместе безовсякой пьесы, на основе обычных sms-сообщений. Получился мрачноватыйконцерт-обозрение, представляющий нынешнюю Венгрию в самом черном свете.
«Это будет жестко, – тихо предупредил знакомый из оргкомитета. – В первый ряд не садитесь».
Второй спектакль из театральной программы – «Демон. Вид сверху»Лаборатории Дмитрия Крымова. Спектакли, которые ставит художник Крымовсо своими гитисовскими студентами, представлять не надо: за последниеполтора года они стремительно прославились и даже выдвигались на«Золотую маску». Ценно то, что нынешнюю премьеру, которую будут игратьв васильевской Школе драматического искусства, взялась финансироватьсама «Территория» (как делают все солидные фестивали, заказываяпостановки интересным им режиссерам), и уже за это ей большое спасибо.
Наконец,последний драматический спектакль на фестивале – «Тебе, Воланчик(Федра)» знаменитой американской The Wooster Group, с семидесятых годовзанимающейся в Нью-Йорке соединением на сцене человека с высокимитехнологиями. Разумеется, в постановке режиссера и идеолога этоготеатра Элизабет Лекомте никакой жизни человеческого духа не будет, этодейство достаточно холодное и формализованное (стук бадминтонноговоланчика тут –- аналог классицистского диалога, отбивающего репликитуда-сюда). Зато, говоря о спектаклях The Wooster Group, все спридыханием упоминают имена художников по свету, звуку и видео. Корочеговоря, нам наконец-то привозят оригинал, бледные копии которого ужепотихоньку селятся в российских театрах, вытаскивающих на сцену экраныи компьютеры.
А поскольку в США нет организаций,поддерживающих культурные обмены, приезд этого оригинала стоит такихденег, что вряд ли кто-то, кроме администрации президента, смог бы егооплатить.
Что касается танца, то кроме старой «Свадебки» Стравинского лучшийотечественный модерн-данс – екатеринбургские «Провинциальные танцы» –привезут и одноактовку «После вовлеченности» на музыку Эрве Леграна,сделанную по заказу западных фестивалей и уже показанную в Европе.
ВЗале Чайковского Курентзис проведет единственный академический концертфестиваля. В нем самое интригующее – не звездные исполнители, которыетоже будут, а специально написанные молодыми композиторами ДмитриемКурляндским, Сергеем Невским и Александром Щетинским сочинения подназванием «Lacrimoza». Все клубные концерты «Территории» будутпроисходить в самом большом столичном клубе «Апельсин». Их главныйобъединяющий сюжет в том, что приехавшие из-за границы исполнители(уверяют, что большинство из них – без преувеличения, звезды) имеютроссийские корни. Особенно хвалят уроженку Бразилии Сибелль, 20-го онабудет петь в «Апельсине» неофолк.
Кроме того, в программе естьвыставочный проект «Троянский кролик» – визуальные размышленияхудожников комиксов из России, США, Франции и Японии над феноменомкролика в современной культуре.
Проект пройдет при участии Ларри Хамы, известного нью-йоркскогоарт-деятеля, автора и редактора издательства Marvel Comics,вьетнамского ветерана. Последнее существенно, поскольку на основеличных впечатлений Хамы о войне появился комикс «J.I. Joe». Самклассик, проведя выставку, устроит мастер-класс «Зрительноеповествование: Искусство движения».Нуи одно из самых амбициозных фестивальных мероприятий отечественногопроизводства – вечер в Политехническом музее «100 минут поэзии». КириллСеребренников, объявивший, что сегодня даже не серебряный, а поистинезолотой век российской поэзии, выбрал стихи десятерых поэтов (ШишБрянский, Дмитрий Воденников, Марианна Гейде, Алексей Капустин, ЯшкаКаzанова, Дмитрий Плахов, Мария Протасова, Андрей Родионов, БорисРыжий, Наиля Ямакова) и отдал их десятерым чтецам. По воле режиссеравесьма известные артисты Анатолий Белый, Виктория Исакова, АндрейКузичев, Евгений Миронов, Елена Морозова, Артур Смольянинов, ДаниилСтрахов, Чулпан Хаматова с примкнувшим к ним акыном Псоем Короленкобудут читать стихи в окружении рисующих художников и играющих
Если учесть, что некоторые из этих текстов звучатвесьма радикально, особенно со сцены Политехнического, помнящего вечеравоодушевленных поэтов 60-х, в рифму к которым, очевидно, и придуманы«100 минут поэзии», то последнее мероприятие фестиваля может оказатьсязанятным и завершиться так чаемым организаторами скандалом.
Фестиваль пройдет с 15 по 23 октября, расписание уточняйте на