Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Алое знамя над станицей
10 апр 2003, 00:00
Станицу и прилегающие поселки и хутора освободила молодая кавалерийская дивизия 9-й армии, носившая имя погибшего месяцем раньше в боях за Бутурлиновку своего организатора и командира, двадцатисемилетнего казака Кепинской станицы Михаила Блинова. Того самого "донского Чапаева", что в том же году, весной, отличился здесь, в районе Белой Калитвы, в боях под хуторами Чекуновом и Мечетном, у станции Репная.
На возвышенной северозападной окраине станицы, за белым от снега гребнем, через который переваливал большак на дальние хутора, станичники в полдень увидели красный стяг. Знаменосца еще не было видно, а знамя на высоком древке ярко алело под ясным зимним небом, возвещая о том, что Советская власть навсегда пришла в старинную казачью станицу. Не прошло и полминуты, показалась группа всадников, за ней — колонны красных бойцов. Всадники со знаменем промчались к площади. К центру подтягивались войска. Среди вступивших в станицу были и уральские бойцы одного из полков Чапаевской дивизии, переведенного в блиновскую конную группу.
В станице была организована Советская власть. С первых дней освобождения от белогвардейщины началась работа по добыче угля в районе Белой Калитвы.
Штаб восстановления и дальнейшего развития угольных шахт — Богураевских, Васильевских, Свинаревских — в начале двадцатых годов располагался в станице Усть — Белокалитвенской. В центре района, где находились партийные и советские органы, размещалось и кустовое управление шахт, подчиненное Центральному правлению каменноугольной промышленности (ЦПКП). Вновь услышала станица гудки Богураевских шахт. Оживился Свинаревский рудник (переименованный позже в Горняцкий).
Горняков района, как и всей страны, воодушевила речь В. И. Ленина на II Всероссийском съезде горнорабочих. Съезд этот проходил в Москве 25 января 1921 года. От шахтеров Белой Калитвы в работе съезда участвовал горняк Свинаревского рудника Федор Степанович Вержбицкий.
В станице восстанавливались предприятия и железнодорожный транспорт, начали работать советские учреждения, по новым программам приступили к занятиям школы. Была открыта больница, в бывших купеческих особняках размещали детские дома.
В двадцатом году стала Белая Калитва волостной, а вскоре — районной станицей Шахтинского округа. Входил этот округ в состав Донецкой губернии УССР. Центр губернии находился в Бахмуте (ныне Артемовск).
Трудное для всей страны то время было нелегким и для Белой Калитвы. Молодой республике нужны были хлеб и уголь, надо было укреплять власть Советов, бороться с врагами революции.
Особенно остро стоял вопрос о хлебе, о продовольствии для населения. В станице был создан первый совхоз, организована переработка овощей.
Партия и правительство предпринимали все меры, чтобы увеличить производство и заготовку сельскохозяйственных продуктов.
В. И. Ленин в письме от 22 августа 1921 года, касающемся экономики Донецкой губернии, в частности, требовал "обратить внимание на меры к подъему местного земледелия, путем введения орошения, посредством использования шлюзов реки Донец".
Беспокойные и самоотверженные люди работали в партийной организации, умело направляли они деятельность советских учреждений, только что созданных профсоюзов, комсомольского комитета. В числе первых секретарей райпарткома (так тогда было принято именовать райком партии) был белокалитвенец Тимофей Яковенко, одним из первых председателей райисполкома — Мелехин.
Первая комсомольская ячейка в станице была организована ранней весной 1920 года. Тогда же начали создаваться ячейки на шахтах и в хуторах. В июне состоялась первая районная конференция комсомола. В числе вожаков и активистов комсомола были Б. Зубчанинов, И. Попов, А. Свинарева, Алексей и Николай Бакуменко, погибший от рук бандитов Ф. Суржанов и другие. В 1921 году комсомольскую организацию района возглавил приехавший из Каменска секретарь уездного комитета РКСМ Петр Кормушкин (Смелый). Комсомольцы были надежной опорой партийной организации района.
Юноши и девушки постигали политическую грамоту, работали на восстановлении хозяйства. Активные комсомольцы были и среди совсем юных воспитанников детских домов. Детдомовец пятнадцатилетний Сергей Боханов (впоследствии руководящий работник одного из министерств) был секретарем ячейки, чоновцем. В ЧОНе состояли все способные носить оружие: и взрослые, и молодежь. Время было тревожное, вокруг свирепствовали банды.
С первых дней Советской власти особое внимание было уделено детям. Ныне пожилые уже люди помнят свое детство в станице, не забудут первую новогоднюю елку, устроенную для всех станичных детей. В условиях нагрянувшего голода дорогим подарком был кусочек варенного на воде сахара, которым одаривал ребят дед Мороз. Помнят и лето 1920 года, когда наробраз (отдел народного образования) арендовал пассажирский пароход "Парамонов" и все школьники — старшеклассники и воспитанники детских домов отправились на нем в Ростов на экскурсию. В голодный год в бывшей женской школе была организована специальная бесплатная столовая для детей. Много забот об этом при поддержке парткома проявил райком комсомола.
Весной 1923 года в станичную школу пришли комсомольские вожаки и разъяснили детям цели и задачи организации юных спартаковцев. Так начала жить в станице спартаковская, ставшая вскоре пионерской, организация юных ленинцев. Первым вожатым отряда был В. П. Попов, нынешний ветеран войны, подполковник в отставке. О жизни пионерии Белой Калитвы часто печаталось в "Пионерской правде", в украинской детской газете "Юный ленинец", в ростовской — "Ленинские внучата".
Школа второй ступени (ныне средняя школа № 1) в двадцатых годах была единственным средним учебным заведением в станице, не считая железнодорожной. В ее стенах в свое время, когда она была еще высшим начальным училищем, учились многие будущие общественные деятели. Дважды Героем Советского Союза, генералом стал И. И. Фесин. Школьник Никодим Гильярди, как и его соученики, в восемнадцатом мальчишкой ушел в Красную Армию. Впоследствии он стал писателем. Последняя его книга — романхроника "Подвиг Москвы". В советское время школа воспитала Героев Советского Союза, известных ученых, передовых производственников. Но об этом — впереди.
С первых дней Советской власти восстанавливались предприятия, шла решительная борьба с разрухой. Но гражданская война еще продолжалась. Летом 1920 года загнанный в Крым Врангель, опекаемый империалистами Запада, как известно, пытался вновь угрожать революции. Он направил свои полчища под командованием генерала Улагая на Кубань, а на Дон был послан отлично вооруженный отряд полковника Назарова. В разных местах врангелевские агенты — белые офицеры, бывшая знать — готовились и ждали появления десанта.
В районе Белой Калитвы выступила банда врангелевекого агента Кучума — белоказачьего офицера с Ясиновского хутора Д. Свеколкина. Захватив на короткое время Екатерининскую и воспользовавшись тем, что все коммунисты, комсомольцы на дальних хуторах воюют с махновцами, кучумовцы двинулись на Белую Калитву. Свеколкин лелеял надежду поднять тысячи казаков.
В жаркий солнечный день мальчишки, удившие в Калитве пескарей, увидели за деревянным мостом у мельницы (ныне маслозавод) группу всадников с красным флагом. Трудно было догадаться, что, маскируясь красным флагом, в станицу под видом советского отряда пришла банда. Но вот на месте красного флага появился белый лоскут.
Прибывшие ударили в набат, собирая станичников. Кучум уверял собравшихся, что вслед за ним идут войска Врангеля, и призывал казаков вступить в его отряд. Увещевания были тщетными. К банде присоединилось буквально несколько человек.
Разочарованный тем, что большая станица не оправдала его надежд и не пополнила банду, он быстро исчез. Прошло несколько часов, и по дороге, что идет под курганом Караулом, поднялась пыль, показались конники. Но это были не обещанные Кучумом врангелевцы, а красные бойцы, мчавшиеся громить банду. Вскоре стало известно, что назаровский десант уничтожен и кучумовская банда разгромлена.
Коммунисты, комсомольцы, станичные активисты продолжали жить тревожной жизнью. Не спали в штабе ЧОНа, с карабинами и шашками, не раздеваясь, чутко дремали по домам. Отчаянно дрались с махновцами, с другими бандами, страшной смертью умирали от рук зверей — бандитов.
Рядом с братскими могилами погибших героев гражданской войны — участников жестоких битв под Белой Калитвой в 1918 — 1919 годах — росли могилы юных бойцов ЧОНа, красноармейцев — продотрядников, станичных коммунистов. В одном лишь хуторе Мечетном погибли от рук бандитов семь комсомольцев.
Добрым товарищем для всех, кто знал его, был начальник ЧК и командир ЧОНа, потомственный рабочий Акимов. Смелый и решительный чекист, он был грозой для бандитов. В слякотное утро ранней весны 1922 года, расстегнув кожаную куртку, чуть припадая на левую ногу, торопливо шел он на службу. А через два часа его не стало. Пуля бандита остановила сердце отважного человека.
На хуторе Николаеве хорошо знали и уважали высокого, широкоплечего, с красивым мужественным лицом Григория Литвинова. Он вырос в этих местах, батрачил у хуторского атамана и у других богатеев. Его избрали первым председателем сельсовета. В сентябре 1920 года Григория Литвинова и председателя комитета бедноты Власа Кислянского бандиты внезапно захватили и в хуторе Титове изрубили шашками. С того времени родной хутор Литвинова носит его имя и был одно время центром Литвиновского района. Жену и дочь героякоммуниста расстреляли гитлеровские оккупанты.
-На возвышенной северозападной окраине станицы, за белым от снега гребнем, через который переваливал большак на дальние хутора, станичники в полдень увидели красный стяг. Знаменосца еще не было видно, а знамя на высоком древке ярко алело под ясным зимним небом, возвещая о том, что Советская власть навсегда пришла в старинную казачью станицу. Не прошло и полминуты, показалась группа всадников, за ней — колонны красных бойцов. Всадники со знаменем промчались к площади. К центру подтягивались войска. Среди вступивших в станицу были и уральские бойцы одного из полков Чапаевской дивизии, переведенного в блиновскую конную группу.
В станице была организована Советская власть. С первых дней освобождения от белогвардейщины началась работа по добыче угля в районе Белой Калитвы.
Штаб восстановления и дальнейшего развития угольных шахт — Богураевских, Васильевских, Свинаревских — в начале двадцатых годов располагался в станице Усть — Белокалитвенской. В центре района, где находились партийные и советские органы, размещалось и кустовое управление шахт, подчиненное Центральному правлению каменноугольной промышленности (ЦПКП). Вновь услышала станица гудки Богураевских шахт. Оживился Свинаревский рудник (переименованный позже в Горняцкий).
Горняков района, как и всей страны, воодушевила речь В. И. Ленина на II Всероссийском съезде горнорабочих. Съезд этот проходил в Москве 25 января 1921 года. От шахтеров Белой Калитвы в работе съезда участвовал горняк Свинаревского рудника Федор Степанович Вержбицкий.
В станице восстанавливались предприятия и железнодорожный транспорт, начали работать советские учреждения, по новым программам приступили к занятиям школы. Была открыта больница, в бывших купеческих особняках размещали детские дома.
В двадцатом году стала Белая Калитва волостной, а вскоре — районной станицей Шахтинского округа. Входил этот округ в состав Донецкой губернии УССР. Центр губернии находился в Бахмуте (ныне Артемовск).
Трудное для всей страны то время было нелегким и для Белой Калитвы. Молодой республике нужны были хлеб и уголь, надо было укреплять власть Советов, бороться с врагами революции.
Особенно остро стоял вопрос о хлебе, о продовольствии для населения. В станице был создан первый совхоз, организована переработка овощей.
Партия и правительство предпринимали все меры, чтобы увеличить производство и заготовку сельскохозяйственных продуктов.
В. И. Ленин в письме от 22 августа 1921 года, касающемся экономики Донецкой губернии, в частности, требовал "обратить внимание на меры к подъему местного земледелия, путем введения орошения, посредством использования шлюзов реки Донец".
Беспокойные и самоотверженные люди работали в партийной организации, умело направляли они деятельность советских учреждений, только что созданных профсоюзов, комсомольского комитета. В числе первых секретарей райпарткома (так тогда было принято именовать райком партии) был белокалитвенец Тимофей Яковенко, одним из первых председателей райисполкома — Мелехин.
Первая комсомольская ячейка в станице была организована ранней весной 1920 года. Тогда же начали создаваться ячейки на шахтах и в хуторах. В июне состоялась первая районная конференция комсомола. В числе вожаков и активистов комсомола были Б. Зубчанинов, И. Попов, А. Свинарева, Алексей и Николай Бакуменко, погибший от рук бандитов Ф. Суржанов и другие. В 1921 году комсомольскую организацию района возглавил приехавший из Каменска секретарь уездного комитета РКСМ Петр Кормушкин (Смелый). Комсомольцы были надежной опорой партийной организации района.
Юноши и девушки постигали политическую грамоту, работали на восстановлении хозяйства. Активные комсомольцы были и среди совсем юных воспитанников детских домов. Детдомовец пятнадцатилетний Сергей Боханов (впоследствии руководящий работник одного из министерств) был секретарем ячейки, чоновцем. В ЧОНе состояли все способные носить оружие: и взрослые, и молодежь. Время было тревожное, вокруг свирепствовали банды.
С первых дней Советской власти особое внимание было уделено детям. Ныне пожилые уже люди помнят свое детство в станице, не забудут первую новогоднюю елку, устроенную для всех станичных детей. В условиях нагрянувшего голода дорогим подарком был кусочек варенного на воде сахара, которым одаривал ребят дед Мороз. Помнят и лето 1920 года, когда наробраз (отдел народного образования) арендовал пассажирский пароход "Парамонов" и все школьники — старшеклассники и воспитанники детских домов отправились на нем в Ростов на экскурсию. В голодный год в бывшей женской школе была организована специальная бесплатная столовая для детей. Много забот об этом при поддержке парткома проявил райком комсомола.
Весной 1923 года в станичную школу пришли комсомольские вожаки и разъяснили детям цели и задачи организации юных спартаковцев. Так начала жить в станице спартаковская, ставшая вскоре пионерской, организация юных ленинцев. Первым вожатым отряда был В. П. Попов, нынешний ветеран войны, подполковник в отставке. О жизни пионерии Белой Калитвы часто печаталось в "Пионерской правде", в украинской детской газете "Юный ленинец", в ростовской — "Ленинские внучата".
Школа второй ступени (ныне средняя школа № 1) в двадцатых годах была единственным средним учебным заведением в станице, не считая железнодорожной. В ее стенах в свое время, когда она была еще высшим начальным училищем, учились многие будущие общественные деятели. Дважды Героем Советского Союза, генералом стал И. И. Фесин. Школьник Никодим Гильярди, как и его соученики, в восемнадцатом мальчишкой ушел в Красную Армию. Впоследствии он стал писателем. Последняя его книга — романхроника "Подвиг Москвы". В советское время школа воспитала Героев Советского Союза, известных ученых, передовых производственников. Но об этом — впереди.
С первых дней Советской власти восстанавливались предприятия, шла решительная борьба с разрухой. Но гражданская война еще продолжалась. Летом 1920 года загнанный в Крым Врангель, опекаемый империалистами Запада, как известно, пытался вновь угрожать революции. Он направил свои полчища под командованием генерала Улагая на Кубань, а на Дон был послан отлично вооруженный отряд полковника Назарова. В разных местах врангелевские агенты — белые офицеры, бывшая знать — готовились и ждали появления десанта.
В районе Белой Калитвы выступила банда врангелевекого агента Кучума — белоказачьего офицера с Ясиновского хутора Д. Свеколкина. Захватив на короткое время Екатерининскую и воспользовавшись тем, что все коммунисты, комсомольцы на дальних хуторах воюют с махновцами, кучумовцы двинулись на Белую Калитву. Свеколкин лелеял надежду поднять тысячи казаков.
В жаркий солнечный день мальчишки, удившие в Калитве пескарей, увидели за деревянным мостом у мельницы (ныне маслозавод) группу всадников с красным флагом. Трудно было догадаться, что, маскируясь красным флагом, в станицу под видом советского отряда пришла банда. Но вот на месте красного флага появился белый лоскут.
Прибывшие ударили в набат, собирая станичников. Кучум уверял собравшихся, что вслед за ним идут войска Врангеля, и призывал казаков вступить в его отряд. Увещевания были тщетными. К банде присоединилось буквально несколько человек.
Разочарованный тем, что большая станица не оправдала его надежд и не пополнила банду, он быстро исчез. Прошло несколько часов, и по дороге, что идет под курганом Караулом, поднялась пыль, показались конники. Но это были не обещанные Кучумом врангелевцы, а красные бойцы, мчавшиеся громить банду. Вскоре стало известно, что назаровский десант уничтожен и кучумовская банда разгромлена.
Коммунисты, комсомольцы, станичные активисты продолжали жить тревожной жизнью. Не спали в штабе ЧОНа, с карабинами и шашками, не раздеваясь, чутко дремали по домам. Отчаянно дрались с махновцами, с другими бандами, страшной смертью умирали от рук зверей — бандитов.
Рядом с братскими могилами погибших героев гражданской войны — участников жестоких битв под Белой Калитвой в 1918 — 1919 годах — росли могилы юных бойцов ЧОНа, красноармейцев — продотрядников, станичных коммунистов. В одном лишь хуторе Мечетном погибли от рук бандитов семь комсомольцев.
Добрым товарищем для всех, кто знал его, был начальник ЧК и командир ЧОНа, потомственный рабочий Акимов. Смелый и решительный чекист, он был грозой для бандитов. В слякотное утро ранней весны 1922 года, расстегнув кожаную куртку, чуть припадая на левую ногу, торопливо шел он на службу. А через два часа его не стало. Пуля бандита остановила сердце отважного человека.
На хуторе Николаеве хорошо знали и уважали высокого, широкоплечего, с красивым мужественным лицом Григория Литвинова. Он вырос в этих местах, батрачил у хуторского атамана и у других богатеев. Его избрали первым председателем сельсовета. В сентябре 1920 года Григория Литвинова и председателя комитета бедноты Власа Кислянского бандиты внезапно захватили и в хуторе Титове изрубили шашками. С того времени родной хутор Литвинова носит его имя и был одно время центром Литвиновского района. Жену и дочь героякоммуниста расстреляли гитлеровские оккупанты.
10 апр 2003, 00:00
Алое знамя над станицей
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.