Газета – товар, но не ставьте ее в один ряд с мясом
08 авг 2005, 00:00
Недавно редактор «Перекрестка» Светлана Алипова вернулась из Москвы с заседания регионального экспертного клуба, организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России. В составе ростовской делегации были редакторы из Азова, Белой Калитвы, Семикаракорского района, Сальска и Новочеркасска, возглавляющие творческие коллективы, в которых наиболее инициативно и новаторски решаются многие профессиональные вопросы – подписка и распространение прессы, дизайнерские технологии, развитие рекламы. Имеются собственные полиграфбазы, руководители имеют опыт международных стажировок в СМИ Сегодня С. Алипова делится впечатлениями о поездке с читателями.
Кроме Ростовской делегации региональную прессу представляли редакторы еще четырех областей России – Московской, Омской, Воронежской, Челябинской.
С нами встретились для беседы и обмена мнениями зам. Председателя Совета федерации РФ, председатель комиссии по информационной политике Д. Мезенцев, председатель подкомитета по печатным СМИ Госдумы РФ Б. Резник, главный советник департамента управления по внутренней политике администрации Президента РФ Н. Воробьева, руководители Министерства культуры и массовых коммуникаций, в чьи обязанности входит не просто работа с печатной прессой, а определение информационной политики в России.
Такой повышенный интерес к региональной прессе - городским и районным газетам – со стороны высокопоставленных лиц государства не случаен. Региональная пресса сегодня в медийном рынке занимает главенствующую позицию – до 90%, о чем не раз упоминал в своем выступлении Д. Мезенцев. Но главный повод – вступление в силу с 1 января 2006 г. ФЗ РФ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому практически ликвидируется государственная и муниципальная пресса. Органы власти могут издавать лишь информационные бюллетени для публикаций своих решений, постановлений, нормативных актов, то есть официальных документов для ознакомления с ними жителей. И региональная пресса в связи с этим пускается в свободное плавание, полностью лишенная господдержки. И у них только два пути – либо утонуть, оставляя читателя с бульварным чтивом, желтым, эротическим, оппозиционным и т. д. Или выжить самостоятельно, что удается единицам, поскольку резко возрастет подписная цена, а значит, упадут тиражи. При этом рекламный рынок в районах развит недостаточно, чтобы покрывать убытки. Получается, что под угрозой сама муниципальная реформа в плане ее информационного обеспечения. Возникает целый ряд вопросов у районов, где по 10-15 поселений со своими органами власти, бюджетами и т.д. – а кто будет заниматься информационной политикой там? Где они изыщут на это средства? Увы, в законе об этом не сказано.
Без сомнения, переход газет к рыночным отношениям способствует развитию свободы региональной прессы, о чем в последнее время 6 раз публично говорил президент России Владимир Путин. Он же дал поручение проработать варианты поддержки региональных СМИ. Как сказала Н. Воробьева, средства будут направлены на адресную помощь самым бедным газетам, которые самостоятельно не выживут, на развитие их материальной базы и обучение их руководящих кадров редакций.
Президент в лице СМИ ищет союзника, так как его новые политические идеи нуждаются в общественном обсуждении. И на кого можно опереться, как не на региональную прессу? Она доступна на местах любому, даже малообеспеченному жителю. Ее информация конкретна и адаптирована именно к данной территории, и охват читательской аудитории самый высокий.
Но между прессой и президентом, который многократно говорит о поддержке региональной прессы, дает поручения, плотная паутина властных структур, не позволяющая выстроить наши взаимоотношения прозрачно и логично.
Подтверждением тому служат факты, демонстрирующие, что с этого года СМИ живут хуже и тяжелее: выросли налоги, не действуют более законы о господдержке городских и районных газет. Власть так и не дала редакциям приватизировать издательские и полиграфические комплексы.
На заседании звучали поразительные цифры и факты, как ответственные лица за информирование граждан в различных структурах утаивают в своих бюджетах выделенные на это средства. Например, средства на перепись населения осели в нескольких московских медиасоюзах, а местные СМИ по всей стране занимались пропагандой бесплатно. Аналогичную политику, мол, «информировать надо, но денег у нас нет» занимают на местах представители пенсионных фондов, военкоматов, органов соцзащиты, санитарной службы, отделов внутренних дел и др., возлагая ответственность за «дела государственной важности» на местные СМИ бесплатно. На плечах редакций лежит и информационное обеспечение различных выборных кампаний, будто у ЦИКа и его представительств нет на это средств.
Есть примеры, когда неиспользованные на информационные цели средства тратятся на выезды на моря, пышные банкеты или, как с переписью населения, на приобретение недвижимости, скажем, на Лазурной берегу. От подобного произвола страдают многие стороны – дискредитируется сама идея рыночных отношений, к которым СМИ готовы, но по честным правилам; обманут президент, уверенный, что СМИ будут поддержаны в результате работы рынка; страдают газеты, не получающие средств за свою работу; в неведении остаются читатели.
Последнее время все настойчивее газета рассматривается как товар, который нужно выгодно продать, и с которого нужно поиметь деньги. С такой точки зрения взвинчивает цены на подписку и доставку «Почта России», которой все равно, что продавать, газету или мыло, была бы выгода; растут цены на бумагу и расходные материалы, редакции же должны делать газету с учетом потребности читателя, который любит сенсации, свежие новости, критику, полезные советы… То есть, выходя на свободу, первое, что сделают редакции, – изменят свою содержательную направленность. И сделают это потому, что если сегодня недостающие средства в их редакционных бюджетах дает заказчик информационного курса (хотя бы на частичную компенсацию газетной бумаги), то завтра главным заказчиком выступит читатель. От него зависит благосостояние редакции и ее тираж. Власти же в лице редакций приобретают мощную оппозицию по всей стране. Именно это более всего взволновало наших федеральных собеседников – и то, что муниципальная реформа может оказаться без проводников, каким является пресса. Понимая это, например, в Ставропольском крае, где реформа уже стартовала, приняли закон «О государственной поддержке средств массовой информации в Ставропольском крае» (притом, что федеральные законы об экономической поддержке районных (городских) газет и о господдержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ попали под колеса закона о монетизации льгот и лишили прессу всех льгот). По мнению губернатора Ставропольского края А. Ченогорова: «Сфера массовой информации – одна из важнейших составляющих информационной безопасности страны. Я убежден: отдавать ее во власть рыночной стихии сегодня – не просто неправильно, но с точки зрения государственной политики это будет непоправимой ошибкой.
Серьезную озабоченность ситуацией с региональными СМИ высказывает и наш губернатор Владимир Чуб, его заместители, директор департамента по делам печати ТРВ и СМК Надежда Бабич, правление областной организации Союза журналистов России. В адреса Министерства, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента ушли письма с конкретными предложениями (о чем нас, участников совещания, и просили). В частности, решить вопросы имущества, освободить прессу от уплаты НДС (в богатых Англии, Швейцарии и других странах печать не платит такого налога), решить вопрос господдержки и т. д.
Очевидно одно: нужно сделать все, чтобы региональная пресса оставалась доступной нашим читателям, чтобы они не испытывали информационного голода, узнавали из газет о новостях и событиях региональных властей, которые касаются их жизни, могли защитить свои права и получить квалифицированную консультацию, совет. Но региональная пресса становится лакомым куском на медийной рынке. Поскольку, как и на Западе, в России эффективность телерекламы падает, и внимание крупных рекламодателей уже привлекает региональная пресса – здесь реклама эффективнее, язык общения попроще и поконкретнее.
Местная пресса нужна, и она будет жить, какие бы с ней ни происходили катаклизмы. Она будет искать свое место в меняющемся мире и при этом оставаться рядом со своим читателем. Все мы – и журналисты, и читатели - «наелись» сплетней светской жизни, криминальных страшилок и воплей ясновидящих. На первый план выходят вечные ценности, нравственные аспекты. И им будут отданы страницы газет. И читать будем не о пластических операциях шоу-бизнеса, а о людях – металлургах, строителях, врачах, учителях, селянах, - делающих Россию великой, творящих добро на земле. Согласитесь, это в наших традициях. Перекрёсток
08 авг 2005, 00:00
Газета – товар, но не ставьте ее в один ряд с мясом