Почему песни «заедают» в голове?
Согласитесь, наверняка у каждого из нас бывали случаи, когда раз услышанная где-то песня буквально "въедалась" вам в мозг и вы не могли от нее избавиться. Напевали, насвистывали мотив, да и просто он все время, словно на повторе, крутился в голове. Затем вы отвлекались, занимались своими делами, как вдруг ни с того ни с сего надоедливый мотивчик вновь начинал звучать в вашем сознании. Знакомо? А вы не задумывались, от чего это происходит?
Подобные прилипчивые мотивы получили даже собственное название – "непроизвольные музыкальные образы", или менее благозвучное "ушные черви". Долгое время ученые пытались разобраться в феномене навязчивых мелодий. Еще в 2010 году было доказано, что чем больше человек пытается избавиться от "прилипшей" мелодии, тем сильнее она закрепляется в сознании.
В ходе одной из научных работ на эту тему специалист Даремского университета Келли Якубовски выяснила, что практически все "ушные черви" песни похожи друг на друга по своей структуре: как правило, они достаточно известны, в них есть повторяющиеся ноты и части бита, эти мелодии достаточно просты, чтобы легко запоминаться. В 2012 году в Финляндии в рамках другого изыскания 90% испытуемых сообщили, что хотя бы раз в неделю обнаруживают, что постоянно напевают одну и ту же мелодию. Кроме того, экспертам удалось найти занимательную закономерность: на "западание" мелодии прямое влияние оказывает музыкальный рисунок – длинные ноты и меньшие интервалы увеличивали шанс того, что человек начнет напевать песню. Келли Якубовски провела несколько серий опросов и наблюдений с 2010 по 2013 год, чтобы выяснить, какие песни чаще всего "западали" людям в голову. Затем она сравнила эти композиции с похожими, которые называли не такими прилипчивыми. Оказалось, что у навязчивых песен ритмы были более быстрыми, такие песни чаще начинались с "сильной доли", или резкого подъема, который затем переходил на спад.
Но это говорит нам лишь о том, какие мелодии "заедают" в голове, но не отвечают на вопрос, почему это происходит. В 2005 была проведена серия экспериментов, в ходе которой людям давали послушать известную песню, но на середине резко выключали. В это время активизировалась слуховая кора головного мозга, который пытался "допеть" песню. Такая реакция вызывала запоминание мотива и "воспроизведение" его в случае повторного прослушивания той же или похожей композиции. Такой "обрыв" очень похож на "сильную долю" по своей структуре, которую и "обвинила" в "заедании" песни сотрудница Даремского университета.