19 апреля Белокалитвинские кадеты отправились в школьный музей ВОВ
19 апреля Белокалитвинские кадеты отправились в школьный музей ВОВ с целью узнать как можно больше о подвиге санитарки Таисии Орловой. Нас встретила приветливая хозяйка школьного музея Полина Николаевна Назарова.
Тая родилась в 1925 году в селе Песковатка Дубовского района Сталинградской области. В 17 лет ушла добровольцем на фронт. Служила санинструктором в 179 истребительном противотанковом полку. Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной Войны, комсорга разведроты, почётного гражданина хутора Богатов С. А. Борисова мы узнали много интересного.
В полку хорошо знали комсомолку Таю Орлову. Маленькая ростом, подвижная, улыбающаяся. Она не раз ходила в тыл врага на самые дерзкие операции. Под Суровикино вся группа разведчиков погибла. Тая из вражьего тыла вынесла на плащ-палатке раненого Ивана Матвеева. Спасла оставшегося после неравного боя единственного живого разведчика и выполнила задание - принесла ценнейшие документы немецкого штаба.
Январь 1943 года. Северский Донец скован льдом. Полк вёл упорные бои. Фашисты успели закрепиться на господствующих высотах правобережья в районе х. Богатов. Усилили огневой рубеж орудиями, миномётами.
Отважная медсестра тащила раненного бойца в ближайшую балку. Тая услышала еле живой голос из груды фашистских трупов: "Сестрица, помоги!" Она крикнула что есть силы: "Сейчас вернусь, дорогой! Честное комсомольское!"
В воронке от снаряда Тая нашла двух солдат без сознания. Она перевязала раненых. Одного из них потащила в спасительную лощину, а другому сказала на ухо громко, чтобы услышал сквозь рёв боя: "Подожди, сейчас вернусь, дорогой!" Тая вернулась за вторым солдатом.
В 5 метрах от неё два наших бойца вели огонь из ружей ПТР по фашистским танкам почти в упор. За танками шли эсесовцы в чёрных мундирах со свастикой на рукавах. Тут обернулся один из стрелявших солдат и крикнул: "Тая, родная! Бей гадов из автомата! Видишь, сколько их!"
Тая залегла за труп фашиста и открыла огонь. Подкошенные автоматной очередью фашисты падали. Она на радостях крикнула: "Ребята, держитесь! Бей их!" Разорвался снаряд, выпущенный из единственного уцелевшего танка немцев. Что-то тяжёлое обрушилось на грудь и голову Таи и она потеряла сознание.
Контратаковавшим фашистам удалось прорвать этот участок обороны, и они схватили раненную девушку. Через два часа свежие силы наших войск уже навсегда выгнали немцев за Донец.
Фашисты волоком затащили санитарку в крайний домик хутора к сельской учительнице. Руки Таи так вцепились в сумку, что немцы не смогли вырвать её. Они окатили санитарку ведром воды и Тая начала приходить в себя.
Увидев врагов, комсомолка стала подниматься на ноги. Фашист, что стоял рядом, отпрянул назад. Тая сказала: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!" Фашисты расступились. Какой-то страх их обуял. Офицер подошёл и ударил Таю, она упала. Фашист полез в карман гимнастерки, и девушка его укусила за руку. Немец закричал и опять ударил Таю, она потеряла сознание.
Вынул из кармана комсомольский билет, красноармейскую книжку и несколько фотографий. Вывалил всё из санитарной сумки и самой последней из сумки выпала граната Ф-1. От стука лимонки фашисты в страхе метнулись кто куда, а двое успели упасть на пол. Тая в это время пришла в себя и всё это видела.
- "Что гады, смерти боитесь?"
Офицер сунул документы в лицо девушки и спросил: "Коммунистка?"
- "Нет!" - ответила Тая - "Ленинская комсомолка!" Фашист ударил Таю по лицу. По приказу офицера один солдат стал раздевать Таю наголо, а остальные гоготали как звери.
Немцы хотели узнать номер части, имя командира, но она ни чего не сказала. Офицер спросил на ломаном русском языке: "Как зовут твою Родину?" Тая ответила: "Звезда!" и плюнула в лицо фашисту.
От потери крови Тая стала бледной. Комсомолка закричала: "Ну, кончайте быстрее, гады! Изверги! Всё равно от меня ни чего не добьётесь!" Офицер вынул нож и отдал подчиненному. Тот с присущей только немцам аккуратностью, начал что то резать на груди. Учительница от страха потеряла сознание.
От крика Таи хозяйка хаты пришла в себя. Комсомолка сидела. Вся грудь была у неё в крови. Глаза были широко открыты. Смотрели с ненавистью куда-то вдаль. Она крикнула: "Смерть Гитлеру! Изверги! Людоеды!"
Из рапорта командира 1166 полка 346 Дебальцевской стрелковой дивизии полковника Закирова: "В одном из домов хутора Богатов обнаружен труп зверски замученной фашистами санинструктора - комсомолки Таи Орловой. Фашисты издевались над героиней. Отрезали ей груди и вырезали на груди звезду. На теле обнаружили 4 штыковые раны, с выходом на спине. Ходатайствую о посмертном награждении героини Отечества правительственной наградой".
Правительство высоко оценило подвиг комсомолки, наградив её посмертно "Орденом Отечественной Войны II степени".
В кадетском корпусе помнят слова генералиссимуса Суворова: "Война не закончена, пока не похоронен последний солдат". А на Донской земле сотни неизвестных героев лежат в ковыльных степях. Так что кадетам рано прятать свой поисковый инструмент.
Педагог доп. образования ЦТТ, руководитель патриотического объединения
О. В. Кулешов
Фото музея (DSC 1, DSC 2, DSC 3): О. В. Кулешов. На фото DSC 3 - Таисия Орлова