Выхожу на хуторскую улицу, вдыхаю до боли знакомый аромат полыни, любуюсь степными просторами вдалеке и радуюсь – я дома, в родном казачьем краю. Моему хутору, считают ученые, в 2005 году исполняется 200 лет. Но, как рассказывают мои старейшие земляки, история Кочевани более древняя и интересная. На протяжении столетий казаки не раз меняли место обитания, кочевали. Они селились то у реки, то по балке, которую ныне называют школьной, то на горе: все искали место, где удобнее заниматься хозяйством, огородничать. Считается, что древним символом казачества являются гуси-лебеди, и даже слово «казак» некоторые языковеды переводят с тюркского как «белый гусь». Может, поэтому у нас во дворах белым-бело от гусей. Они пасутся и у реки, и в заливных лужах, и возле криниц. Конечно, в современных хозяйствах моих земляков нет уже породистых лошадей, не многие ходят на охоту, однако, скот, по традиции, держат даже очень пожилые.
Иной раз удивляешься смекалке, выносливости, заботливости стариков. Во всем-то они сведущи, ко всему пригожи, всему оценку дать могут. В древности старики-казаки «переходили майдан», отдавали остаток жизни станичному обществу и молитве, целыми днями просиживали на «скамье стариков», являясь совестью юрта. И сейчас ко многим старейшинам обращаются молодые за советом.
Добрую поддержку стариков ощущает и наше сельхозпред-приятие «Пузанов и К», которое объединяет единомышленников, неутомимых тружеников, для которых взаимовыручка и взаимопомощь, заложенные еще в колхозное время, остались хорошей традицией. Руководит хозяйством Петр Иванович Пузанов, выросший в старинном казачьем доме и хранящий уклад казачьей жизни.
Замечательно, что возрождаются традиции веры, служения Богу. Издревле в хуторе живут староверы, а в прошлом году они смогли обустроить себе молельный дом, который в православные праздники объединяет не только стариков, но и молодежь.
А как поют хуторяне! Раньше служивые казаки знали тысячи песен. Мне, кажется, и ныне кочеванцы знают не меньше. Яркое пение сопровождает праздники и застолья. Традиции казачьей музыкальной культуры хранят семьи Леоновых, Суховеевых, Пузановых, Цветковых.
Вообще, традиции у нас сильны. В куренях и хатах по-прежнему в сенцах оставляют верхнюю одежду, в залах висят портреты дедов-прадедов, на огородах и левадах сажают кабаки и арбузы, выращивают виноград, бьют масло из молока вручную.
Удивительно, но некоторые земляки до сих пор используют кизеки для отопления вместо угля.
А сколько у нас мастеров и мастериц! Почти в каждом дворе есть вышивальщицы, швеи, мастера лозоплетения. Сколько удивительных судеб! Рядом с нами живет внучка казачьего атамана, 30 лет исполнявшего эту почетную обязанность, дети и внуки репрессированных казаков, ветераны Великой Отечественной войны и труда, орденоносцы.
Прекрасен наш край! Вольный, веселый, справедливый народ – мои земляки. Я люблю свою родину, чту традиции нашего края, моего хутора. Л. ТРЕГУБОВА.