«Нарушения видны невооруженным глазом»: ростовские эксперты раскритиковали проект многоэтажки на Ленина
Скандал со строительством многоквартирного дома на площади Ленина набирает обороты. Арбитражный суд Ростовской области встал на сторону "Московской строительной компании", фактически разрешив возведение 22-этажной высотки. Общественность в лице обычных горожан и экспертов не раз высказывалась против этой затеи, но к их мнению пока никто не прислушался. Сегодня за круглым столом встретились юристы, архитекторы и чиновники, чтобы ответить на один-единственный вопрос: "Как поступить, чтобы строительство объекта не состоялось?". И шансы на благополучный исход дела, оказывается, есть.
Участок напротив конгресс-отеля AMAKS перекупался несколько раз, но в начале 2000-х был приобретен "Московской строительной компанией". Как москвичам удалось получить эту землю в собственность — отдельный вопрос, на который затруднились ответить даже специалисты, участвовавшие в круглом столе. В любом случае территория находится сейчас в частных руках, и ее владельцы готовы начать воплощать свои планы в жизнь. Осенью прошлого года департамент архитектуры и градостроительства Ростова отказал в выдаче разрешения на строительство. Недовольный застройщик обратился в Арбитражный суд, и в январе 2018 года выиграл дело. Если не опротестовать это решение, то уже скоро напротив отеля AMAKS появится 22-этажная "свечка".
Заместитель председателя Арбитражного суда Ростовской области Антонина Смолькова объяснила, что судья руководствовался ст. 51 ("Разрешение на строительство") Градостроительного кодекса РФ.
— В представленных мэрией документах не содержалось никаких сведений о нарушениях правил градостроительства. То есть законных оснований для запрета работ не было, поэтому суд встал на сторону застройщика, — прокомментировала Антонина Смолькова.
В зале сразу нашлось несколько экспертов, готовых доказать обратное: нарушения есть, и очень серьезные.
— Я как специалист, регулярно сталкивающийся с результатами проверок, смело заявляю: экспертиза куплена! Здесь же не соблюден ни один из нормативов градостроительного проектирования. Давайте посчитаем: в доме будут жить 500 человек, у которых будет не менее 170 машин. Позвольте спросить: а где они будут стоять? Застройщик предусмотрел парковочные места для такого количества транспорта? Далее, дворовая территория получится очень маленькая, здесь не будет ни спортивных, ни детских площадок — что тоже является нарушением. А как же тротуары, места для выгула домашних животных, площадки с мусорными контейнерами? А самое главное: будет ли соблюдена ширина проезда для пожарных машин (для домов свыше 10 этажей она составляет не менее 10 метров. — Прим. ред.)? Если взглянуть на план строительства, то невооруженным глазом видно: ничего этого в проекте нет! — сообщила ростовский архитектор Светлана Бегалова.
Бегалова добавила, что через площадь Ленина проходит единственная крупная магистраль в сторону Северного жилого массива. Транспортная ситуация на улицах Ленина, Нансена, Нагибина и так крайне напряженная, а если поставить на этом пятачке еще многоэтажку, город встанет в пробке навсегда.
Еще несколько замечаний высказал частный юрист, профессор земельного права Александр Кочергин. Одно из них касалось нарушений норм СанПиН для жилых помещений многоквартирного дома.
— По закону на 1 кв. м земли предусмотрено не более 2 кв. м жилья. Площадь обсуждаемого нами участка — 2800 кв. м, это значит, что здесь можно построить лишь 5600 кв. м жилья. Но представленный застройщиком проект говорит о том, что площадь жилых помещений в два раза больше, — рассказал Кочергин.
Юрист предложил несколько вариантов развития событий. Во-первых, попробовать опротестовать заключение экспертизы в интересах городского сообщества. Для этого нужно составить письмо от имени инициативной группы и приложить петицию с сайта "Активный ростовчанин", которая уже набрала необходимые 500 подписей, и добиться публичных слушаний.
Второй, и наиболее действенный вариант, заключается в переводе участка в другую зону, например, "рекреационную" (для парков, скверов). На это, что важно, не требуется согласие собственника. Можно также по инициативе департамента автодорог изменить генплан города, заявив, что здесь необходимо дополнительное строительство дорожного полотна.
Впрочем решением этого вопроса может заниматься ростовская мэрия, и никто другой. Обжаловать решение Арбитражного суда чиновники могут до 28 февраля.