Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Руины в голове
20 окт 2006, 15:19
Остатки порядка в Ливане стираются с бешеной скоростью, и это заставляет вспомнить совсем свежие кадры: Ирак, 2003 год, разграбленные багдадские музеи. В вакууме между армией США и отступившими войсками Саддама тогда исчезли богатейшие сокровища Месопотамии. Просто национальной иракской идеей в те дни стало «грабить!», а в руководстве самой цивилизованной страны на свете не нашлось никого, кто бы предусмотрел эту по-человечески понятную ситуацию. Опозоренный советник Буша по культуре позже попросился в отставку.
Толку то.
Так, случилось, что в Ливане на территории в четверть Московской области в буквальном смысле скопилось несколько тысячелетий библейской истории, столетия блеска эллинов и Рима, не говоря уж о мигах славы Византии, крестоносцев, арабов и турок. Забавно, но Бейрут оказался памятен даже по русско-турецкой войне: в 1772 и 1773 годах город дважды брался русским десантом.
География первых дней атак вселяет ужас: Баальбек, Тир, Сидон… Центром анклава группировки «Хезболлах» в долине Бекаа оказался древний Баальбек, чудом сохранивший целыми колонны легендарного храма Юпитера. Для разрушения этого памятника, как и многих других, не нужно прицельного обстрела. Так, посетивший его в 1751 году европеец насчитал в храме девять циклопических колонн, а спустя тридцать лет их было уже только шесть – для обрушения трех было достаточно землетрясения 1759 года. Для разрушения оставшихся (на самом деле сечением всего 2 м и высотой 23 м), возможно, хватит неловко пущенной ракеты. На подступах к Баальбеку – последняя в мире роща ливанских кедров, «строительного материала» библейских времен.
На традиционном пути израильских танков к Бейруту – финикийские Тир и Сидон, за Бейрутом – Библос с историей в несколько тысячелетий.
В 1982 году палестинцы использовали крепость крестоносцев Бофор ХII века по ее прямому назначению. Израильтянам удалось ее взять после нескольких дней авиаударов и расстрела из танковых орудий. Хотя в «Хезболлах» осознают туристическую ценность памятников, по опыту движения «Талибан» есть сомнения, что полуграмотные боевики будут церемониться с осколками чужих религий. Трагедия любой войны на Ближнем Востоке и в том, что толком неизвестно, что потеряем. Залп по кажущемуся пустым квадрату суши или моря может означать полное разрушение не открытого археологического памятника. Для примера: казалось бы, изученная акватория египетской Александрии недавно подарила миру «голову» Клеопатры и другие бесценные находки. К слову, порты древней Финикии уже подвергнуты бомбардировке.
На Ближнем Востоке всегда существовал черный рынок культурных ценностей со своими опытными игроками.
Вряд ли ливанские мародеры пропустят выпадающий шанс, тем более что местных авантюристов отличает редкая способность договариваться поверх границ (неприязнь арабов и евреев пока не мешала обоюдовыгодному транзиту наркотиков, оружия и проституток).
Все это – проза войны, понятно, что в Ливане и Израиле сейчас никому до этого дела нет. По уму, сохранение культурного наследия требует каких-то международных демаршей. Увы, нет данных, чтобы этой темы особо касались дипломатии считающих себя цивилизованными европейских стран или хотя бы EuroNews.
И кажется, не было ни Дубровника, ни Багдада.
Кстати, технически можно сделать немало – например, потребовать разместить части 70-тысячной (все равно бездействующей) ливанской армии рядом с объектами культурного наследия и предложить им пресекать их использование в качестве укреплений, складов или площадок для пуска ракет, а равно фиксировать любые удары по ним. Отрезвляюще действуют персональные кнут с пряником: угрозы приравнять опасные для памятников приказы к преступным, с соответствующим преследованием лиц, их дающих и их исполняющих, благо судьба памятника часто зависит от каприза полевого командира, наводчика, пилота. Не секрет, что правильное поведение многих немецких офицеров в отношении городов Европы позже сделало их героями (даже о русском историке, назначенном немцами бургомистром оккупированного Новгорода и спасшем, вывезя в Германию, ценнейшие иконы, по отечественному ТВ показывают вполне лояльные фильмы).
Уже ясно, что голову президента Буша такие мысли не посетят.
Для российской же дипломатии есть реальный шанс проявить себя в ситуации красиво и по делу. К слову, вечности глубоко плевать на проходные арабо-израильские дрязги или Нобелевские премии мира, розданные по случаю, а вот тех, кто построил или сохранил на Ближнем Востоке какую-нибудь пирамиду, она почему-то примечает.
20 окт 2006, 15:19
Руины в голове
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.