«Короед» против кирпича: почему жильцы дома на Крыловском борются с общественниками
Капитальный ремонт трехэтажного кирпичного жилого дома на Крыловском, 40 начался в мае. Но его никак не могут закончить. Дело в том, что в дело вмешались общественники. Они считают, что проект подрядчика уничтожит архитектурную ценность дома, построенного больше века назад. При этом жильцы опасаются, что из-за всего этого им придется снова зимовать в холодных квартирах.
Коммунальные проблемы
Как рассказала председатель дома Евгения Баскакова, леса рядом со зданием поставили еще в мае этого года. В августе к ним начали приходить представители ростовских общественных организаций, после чего работы остановили. Когда именно теперь их продолжат, непонятно. А жильцы опасаются, что зиму снова придется мерзнуть — из-за огромных щелей в стенах квартиры попросту продуваются ветром.
— Уже два года с ноября по апрель в квартирах суровые условия. Приходилось надевать махровые халаты, по две-три пары шерстяных носков. По 15–17 градусов тепла в помещении в это время. Жалобы писать уже никто даже не пытается, — рассказывает женщина.
Есть проблемы и с канализацией, и с кровлей, рушатся балконы. Благо, проводку успели заменить. Однако, по словам жителей, сейчас идет спор именно о том, какой фасад нужно сделать.
— По-хорошему, ремонт нужно было начинать с крыши. Кровлю должны были починить еще в прошлом году, но всё время переносили и перенесли в итоге аж на 2030 год. Не сделать крышу, но заштукатурить стену, по которой в итоге будет течь вода, — это бред. Идут баталии по поводу фасада, а когда займутся крышей — неизвестно, — возмущается Баскакова.
Ремонтом дома на Крыловском занимается компания "Ростоблстрой". По словам замруководителя организации Юлии Заставнецкой, жители хотят фактурную штукатурку, а общественники требуют оставить кирпичный фасад. Из-за этого возник конфликт.
— Штукатурка будет хоть как-то утеплять дом. Технология такая: сначала идет штукатурка, клей, сетка, снова клей и штукатурка. В итоге выходит внушительный слой, который не позволит квартирам продуваться. Ну и внешне хорошо смотрится, эстетично, — говорит Юлия.
Из-за этого конфликта появилась вероятность того, что ремонт затянется. Его даже могут перенести на следующий год.
— Сроки — до октября. Если температура опускается ниже -5 градусов, то уже нельзя штукатурить.Хотя октябрь должен быть теплым. В самом худшем случае всё придется оставлять на весну, — рассказывает Заставнецкая.
Памятник или не памятник
Конфликт возник на фоне того, что дом на Крыловском, 40 построен больше 100 лет назад и может представлять архитектурную ценность.
— Здание возвели в 1912 году. Оно достаточно крепкое и красивое. Оно уже начало разрушаться, но может простоять еще сотню лет — нужно просто привести его в порядок, — считает Евгения Баскакова.
По мнению руководителя ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александра Кожина, здание нуждается в реставрации. Но она будет сложной и дорогостоящей. Однако общественник опасается, что после капремонта здание вовсе лишится своего исторического облика.
— Это типичный доходный дом дореволюционного Ростова. Таких было много в городе, но сохранились единицы. Они являются историческим фоном, необходимым для восприятия старого города. Будет обидно, если мы его потеряем, как случилось со многими домами, — сетует Кожин.
Подрядчик же считает, что если дом представляет историческую ценность, то общественники и власть должны были подключиться к этому вопросу раньше.
— Я только за сохранность разных памятников. Но нужно такие вопросы обсуждать, когда формируется проектно-сметная документация, а не когда это всё уже подписано. К тому же это здание не является историческим памятником — нам не предъявили ни одного документа по этому поводу, — рассказала Юлия Заставнецкая.
Она добавила, что уже куплены все материалы и оплачена работа других подрядчиков.
— Кто теперь будет оплачивать простой и другие расходы? Я сейчас несу только убытки, — добавила Заставнецкая.
По словам Кожина, так как капремонт выполняется за бюджетные деньги, то его будет принимать в том числе и комиссия по сохранению исторической памяти Ростова.
— Если здание кирпичное, то его стараются спасти. А если уже оштукатурено "короедом", то терять нечего, — добавил общественник.
По мнению Кожина, "спасти" здание может гладкая штукатурка. Она незначительно меняет внешний вид здания. Однако жильцы против.
— Они настаивают на "короеде" — крупнозернистой штукатурке. Ее может сделать даже самый низкоквалифицированный штукатур. Это удобно для подрядчика. Для гладкой штукатурки нужна дополнительная квалификация. Таких рабочих мало, стоит дороже, — добавляет Александр.
На данный момент общественники, подрядчик, жильцы и представители власти пришли к компромиссу. Решено полностью оштукатурить "короедом" внутреннюю часть дома и некоторые элементы внешней, а основную часть фасада оставить кирпичной. Что будет дальше, покажет время.