Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Где кончается правительство
25 окт 2006, 10:48
Региональные парламенты добиваются возможности вносить законодательные инициативы в Государственную думу с помощью Конституционного суда. По ст. 104 основного закона страны у законодательных органов регионов и так есть такое право, однако, по мнению местных депутатов, правительство фактически не дает им его реализовать.
По Конституции, законодательная инициатива поступает в Госдуму, но на деле первая инстанция, куда попадает документ, – правительство, которое, по разным основаниям, отправляет законопроекты обратно в регион. В связи с этим в конце 2005 года государственная дума Томской области обратилась в КС с запросом о проверке конституционности пункта 100 регламента правительства России.
Во вторник первая палата КС приступила к рассмотрению дела о пределах полномочий правительства – в суде разгорелся жаркий спор.
Томские депутаты недовольны этой нормой, поскольку она предоставляет правительству право на возврат поступившего на заключение законопроекта без подготовки на него финансово-экономического обоснования и других документов. Отсутствие такого заключения, в свою очередь, не позволяет вносить законопроект в Госдуму (ст. 105 регламента Думы). Таким образом, регионалы теряют возможность отослать свой проект в федеральный парламент. По мнению региональных законодателей, министры таким образом могут регулировать поступление нежелательных законопроектов. Потому заявители требуют исправить регламент главного исполнительного органа «в той части, в которой правительству предоставлено право на возврат законопроекта без подготовки на него заключения».
Представляющий интересы томских депутатов и. о. председателя и глава правового комитета думы области Григорий Шамин рассказал судьям, что большая часть из 48 законодательных инициатив, поданных томичами, была отклонена потому, что нет финансово-экономического обоснования документа. Томские парламентарии и рады бы сделать требуемый документ, но «в законе нет четких критериев», сокрушался Шамин. Но самое неприятное, что правительство не дает в принципе никакого заключения, пусть и отрицательного, и депутатам приходится довольствоваться официальным отзывом правительства. Поскольку этот документ не прописан в регламенте Госдумы, то принять на рассмотрение местные инициативы главный законодательный орган все равно не может.
Полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский никакой проблемы в том, что аппарат кабинета министров пишет местным депутатам только отзывы, не видит. Отвечая на вопрос судьи Юрия Рудкина, откуда вообще появилась такая форма ответа, полпред признал, что ни в какой норме никакого «официального отзыва» действительно нет. «Но правительство пошло другим путем: не просто формально возвращает законодательную инициативу, а дает отзыв, указывая официальную позицию на законопроект, – защищал полпред действия чиновников. – Поскольку люди работали, то и правительство тоже работает».
Барщевский, правда, заметил, что он вообще «ничего не понимает» в объяснениях Шамина, и пару раз назвал его представителем «Тамбовской думы». К тому же полпред сомневался, что дело вообще в правительстве, а не в качестве самих законопроектов.
«Если из 48 инициатив не прошла ни одна, я сомневаюсь, что Дума столь пренебрежительна к столь уважаемому региону», – сказал полпред.
Барщевский также полагает, что нет ничего сложного сделать финансово-экономическое обоснование самим томским депутатам, поскольку вся информация есть и так в открытом доступе. «А когда законопроект готовит депутат Госдумы или президент, кто готовит финансово экономическое обоснование?» – поинтересовался у полпреда председатель КС Валерий Зорькин. «Министерство финансов или Минэкономиразвития», – уверенно ответил Барщевский. «Почему же мы отрицаем такое право для парламентариев субъектов?» – снова спросил судья. Но на этот вопрос представитель правительства уже не смог уверенно ответить.
В принципе представитель правительства признал, почему такие ограничения существуют для региональных законотворцев. По словам Барщевского, фактически правительство берет на себя функцию «первого отсева». Хотя, почему законодательная инициатива региональных парламентариев сначала поступает в правительство, а вовсе не в Думу, Барщевский с точки зрения права пояснить не мог. По его мнению, такой маршрут сильно экономит время и деньги. Но знающий не понаслышке процедуру Шамин рассказал «Газете.Ru», что такая система как раз, напротив, удлиняет процесс прохождения документа. Так, после правительства законодательная инициатива, с заключением правительства или без него, вновь отправляется в регион, а потом обратно в Москву – в Госдуму. По мнению заявителя, было бы проще, если бы документ уже циркулировал по ведомствам непосредственно в столице.
Судя по данным заявителей, дискриминация местных парламентариев действительно есть.
«В Госдуме этого созыва к рассмотрению из 1694 инициатив дошли только 46 законопроектов», – привел данные Шамин. Он уточнил, что более половины региональных дум так и не провели ни одну из своих инициатив даже до рассмотрения в профильном комитете Госдумы. То, что проблема повсеместная, подтверждает и тот факт, что обращение томских депутатов в КС с самого начала поддержали 19 региональных парламентов.
Уже после принятия заявления к рассмотрению свою поддержку выразили еще 20 областных законодательных органов, рассказал представитель заявителей «Газете.Ru».
Свое решение по запросу КС вынесет примерно через месяц. Судя по сегодняшнему заседанию, судьям будет что обсуждать. Вопросы как заявителю, так и полпреду правительства задали большинство судей, и почти все они пытались дискутировать с участниками рассмотрения – Зорькин не раз призывал коллег отложить свое личное выступление до обсуждения в совещательной комнате.
25 окт 2006, 10:48
Где кончается правительство
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.