Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Культура » Эскиз прекрасной эпохи

Эскиз прекрасной эпохи

25 окт 2006, 13:56
Увеличить картинкуЧастная коллекция, выставленная в Отделе личных коллекций ГМИИ - на редкость «нераспальцованная» и цельная. Это большая удача и большая заслуга.
Принадлежит коллекция Марии Салиной и Сергею Кривошееву, миллиардеру, совладельцу аптечной сети «36,6». Состоит она из графики и скульптуры первой трети ХХ века, здесь собраны вещи, некогда принадлежавшие семьям художников, а также известным коллекционерам Николаю Харджиеву и Соломону Шустеру.Профессиональна уже сама по себе идея - собирать не во всех смыслах более яркую живопись, но графику и наиболее, может быть, чуждое современному зрителю искусство - скульптуру. В этой области более достижима хотя бы относительная полнота коллекции, ее репрезентативность. О достижимости этого за 10 с небольшим лет собирания в полной мере свидетельствует выставка, названная «От символизма к авангарду»

Это имя, верное по существу, кажется всё-таки не совсем правильно отражающим дух коллекции. Действительно, на выставке представлены мастера, относящиеся едва ли не ко всем «измам», которыми было столь богато русское искусство 1900-х - 1920-х - от символистов и мирискусников до корифеев лучизма и супрематизма. Однако получился не парад направлений, а емкий эскиз эпохи, ее цельный образ, где голоса ярких личностей сливаются в «шум времени». Может быть, в этом особенность представленной техники - графики и скульптуры, крайне разнообразных самих по себе, но всегда уступающих живописи по яркости, остроте, силе впечатления. Когда смотришь акварели, гуаши, пастели, рисункикарандашом, углем и сангиной, скульптуры из глины, терракоты и дерева, больше думаешь не об разделявших замечательных художников «измах» с манифестами и программами, а об объединившей их эпохе, времени последнего подъема очень разного, но одинаково профессионального изобразительного искусства. Цельность - еще, может быть, потому, что «авангардисты» представлены также и работами, в которых признаки будущих «измов» можно углядеть только ретроспективно (пастели, гуашь и акварель Михаила Ларионова, например).

И снова задумываешься над тем, что искусство эпохи «авангарда» плоть от плоти искусства эпохи «модерна», хотя для одних революция стала новой ступенью творчества, а для других - его концом.

Пока же - на выставке - весь Ноев ковчег русского искусства уживается прекрасно. Дымчатый символизм Милиоти, Уткина и Фонвизина соседствует со «спичечными» рисунками Малевича и его последователей (несколько десятков листов!), мирискусническая «тоска по мировой культуре» - «Пальмира» Евгения Лансере, «Сильфиды» ? la Дега его сестры Зинаиды Серебряковой - с эстетизированной «народностью» Билибина, таинственная Киммерия Богаевского - с грубоватой «Расеей» Бориса Григорьева (разнообразно и качественными работами, кстати сказать, представленного на выставке). Лучшими именами представлена и скульптура - Голубкина, Коненков, Эрьзя, Андреев. Последнему - известному, прежде всего, как автору памятника Гоголю в Москве (1904-1909), спрятанного советской властью во двор при Никитском бульваре - принадлежит шедевр выставки, терракотовая скульптура «Самсон и Далила» (1906). Это м?стерская игра в Ассирию и греческую архаику, в прямом смысле сплав Востока и Запада: шеду, обнимающий кору.

Ощущению единства способствует и удачное экспозиционное решение.

В первом зале преобладают цветные работы, гуаши и акварели, крупные скульптуры, во втором - несколько менее яркие (акварель, уголь, сангина), дальше, направо и налево, - почти одни рисунки. Ощущение дипегментации и дематериализации усиливается тем, что залы выставки незаметно перетекают в пространства других экспозиций - с масляными картинами Тышлера и фотографиями авангарда. Из-за перепада яркости, контраста материалов - обострение восприятия эфемерности и хрупкости «первой трети». Кажется, еще один порыв ветра перемен - и графику прекрасной эпохи сдует навсегда.

25 окт 2006, 13:56




Эскиз прекрасной эпохи


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.