Откуда есть, пошла станица Усть-Белокалитвенская
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет».
Семьдесят Советских лет начисто отрубили и уничтожили то казачье мировоззрение, которого нам так сейчас не хватает.
И, неслучайно, появился интерес у молодого поколения, которое желает знать о жизни своих предков, хотят им подражать и поэтому охотно поддерживают возрождение казачества.
С приближением юбилея города многие интересуются – где был заложен первый камень, где вырыта первая землянка нашей станицы. К сожалению, мы не располагаем архивными источниками и утеряна связь поколений, которая бы подтверждала место первого заселения будущей станицы.
Из архивных источников следует, что начало 18 века было бурным заселением Северского Донца. На наш запрос государственный архив древних актов ответил: «Согласно грамоте Петра Алексеевича от 22 июня 1700г., повелевалось казаков из верховых донских городков расселить по разным рекам, в том числе и по Белой Калитве (ф. III Оп. 1 Св № 12.)
<!--ThumbBegin--><!--ThumbEnd-->
В «Книге Донского Войска о присяге» 1718г. перечисляются казаки и Усть-Белокалитвенской станицы (Л.л. 8789)»
Не надо проводить, глубоких археологических и других исследований, чтобы убедится, что началом заселения станицы явился так называемый Бугор, который защищен со всех сторон естественными укреплениями: с севера отрогами Авиловых гор, с востока и юга глубокой впадиной, которую и сейчас трудно преодолеть. С запада городок защищала глубокая балка, которая начиналась от нового моста и тянулась по Пролетарской улице до 4 й средней школы. Гора Караул была форпостом, откуда следили и подавали сигналы о приближении врага.
Дальнейшие наши исследования аргументировано подтверждают наши предположения, что в районе известкового завода подавляющее большинство жилых каменных помещений с толстыми стенами и очень низкими потолками.
Я ещё захватил то время, когда летние кухни называли землянками, у которых крыша была покрыта плетнем, обмазанным сверху и снизу глиной. Чтобы сохранить тепло потолок, в таком доме, можно было достать рукой. А топили кизяками и полы были глиняные. Я помню приятный специфический запах от сгорания этого топлива. Процесс изготовления был простой: целый год от коровы в кучу складывали помёт и летом ногами размешивали содержимое с добавлением половы, сушили в деревянных формах. Летом все стены в станице были заставлены кизяками.
Видимо с середины XIX века начинается продвижение застройки в сторону Донца. И только в конце XIX века появляется нынешний майдан с кирпичной церковью и нынешним зданием музея. Нынешняя церковь строилась на пожертвования прихожан. Красный кирпич с г. Царицына возил мой прадед Яков на быках. 20-30 подвод снаряжались и больше месяца были в пути. Значительно позже кампличка и прилегающие здания нынешней площади. Форштадт стал застраиваться с появлением железной дороги и станционных зданий в 1912 году. Только на дороге к вокзалу и по улице М. Горького в сторону х. Богатова появились первые дома.
Базарная площадь, как тогда называли Майдан, была бойкая, торговая. Торговали продуктами собственного изготовления, а на нынешнем базаре торговали крупнорогатым скотом, ближе к реке торговали пиломатериалами и бревнами (лесная биржа).
<!--ThumbBegin--><!--ThumbEnd-->Особо бурно начала застраиваться Низовка и Заяровка с 5 й линии и до Логовой балки с 1910 года.
Интересные статистические данные российской переписи от 1897 года: Усть-Белокалитвинский юрт объединял 21 хутор с 3648 дворами, в которых проживало 21426 человек. Из них казачьего населения 17023 человека и 4407 иногородних, грамотных только 5123 человека.
В самой станице Усть-Белокалитвинской проживало в 472 дворах 2451 человек, из них казаков 1734, занимались земледелием 1806, грамотных было всего 719 человек и только 115 человек нерусского происхождения и 717 иногородних.
Анализируя демографические данные, можно сделать вывод, что подавляющее большинство казаков занималось земледелием. Для казака главным была земля, а потом уже казак был воином.
Без знания прошлого нет настоящего и нельзя строить будущее.
Директор музея г.Белая Калитва Н.А.Матвеев.