Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » О состоянии рынка алкогольной продукции в России

О состоянии рынка алкогольной продукции в России

10 ноя 2006, 15:56

Увеличить картинкуВ 2005 г. рынок алкогольной продукции характеризовался устойчиво высоким уровнем продажи алкогольной продукции и пива населению. В расчете на душу населения продажа спиртных напитков и пива составила в 2005 году 9,75 литра абсолютного алкоголя и была самой высокой с 1990 г., превзойдя даже уровень 1995 г., когда осуществлялся практически неконтролируемый ввоз в страну импортного алкоголя (9,43 литра). При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения, в год человек может выпить без ущерба для своего здоровья 8 литров чистого спирта. Более высоким, чем в 2005 г., потребление алкоголя было в конце 70-х – первой половине 80-х годов прошлого века, что в немалой степени было связано с его изготовлением в домашних условиях. На фоне высокого уровня продажи алкоголя прирост продажи за последние годы замедлился и составил в 2004 г. 4,7%, в 2005 г. – 1,7%.

Россия остается страной с одним из самых высоких показателей потребления алкогольных напитков (без учета изготовления алкогольных напитков в домашних условиях), приближаясь к таким странам, как Австрия, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Франция и опережая Бельгию, Великобританию, Италию, Нидерланды, Польшу, Финляндию, Швейцарию.

В 2005г. среди субъектов Российской Федерации лидерами по уровню продажи алкогольной продукции и пива на душу населения являлись Архангельская область (17,3 литра абсолютного алкоголя), г. Москва (16,3 литра), Республика Коми, Смоленская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская и Новосибирская области (14,1-14,9 литра), г. Санкт-Петербург (13,1 литра), Челябинская область (13,0 литра). В тоже время в 10 регионах продажа алкогольной продукции (в пересчете в абсолютный алкоголь) не превышала 6 литров в год на человека. Среди них: республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Брянская, Орловская, Ростовская, Оренбургская, Курганская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ.

При анализе потребления алкоголя на душу населения, помимо количества, во всем мире подробно изучается и структура потребляемых напитков, так как давно установлено, что социальные и медицинские последствия употребления различных видов напитков неодинаковы. Чем крепче напитки, потребляемые населением, тем тяжелее последствия. В последние годы как положительную тенденцию необходимо отметить постепенное снижение в структуре оборота алкогольных напитков доли крепких напитков с одновременным ростом доли вина. В 2005 г. доля водки и ликероводочных изделий составила около 63% при ежегодном сокращении на 1,5-2%. Удельный вес вина возрос до 9% и составил примерно 6 литров в год на человека, что пока соответствует уровню 1987 г. (в 1985 г. – 17 литров). По этому показателю, по данным Международной организации винограда и вина (МОВВ), Россия занимает 20-ое место в мире.

В то же время, тревогу вызывает появление в России «пивного алкоголизма». За последние пять лет потребление пива на душу населения выросло в 1,4 раза и составило в 2005 г. более 60 литров в год. В структуре розничной продажи алкогольными напитками доля пива составила в прошлом году около четверти всего объема.

Наибольшее влияние на замедление прироста продажи населению алкогольной продукции оказала стабилизация производства водки и ликероводочных изделий. В последние три года производство этой продукции, которое к середине 90-х годов упало в 2 раза, практически восстановило уровень 1990 г. (138 млн. дкл, 2003-2004 гг. – 135 млн. дкл, 2005 г. – 132 млн. дкл), что не могло не сказаться на насыщении рынка.

В текущем году производство алкогольных напитков имеют особую динамику, что обусловлено недостаточной организационной подготовкой введения в действие мер государственного регулирования на рынке алкогольной продукции в соответствии с принятым 21 июля 2005 г. Федеральным законом № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Производство водки в I-м квартале составило всего 60% к уровню аналогичного периода 2005 г., коньяка – 50%, вин виноградных – 41%, плодовых – 40%, шампанских и игристых – 62%. В январе-июле с.г. ситуация несколько стабилизировалась: уровень производства водки и ликероводочных изделий, плодовых вин составил соответственно 82% и 89% к январю-июлю прошлого года; вин шампанских и игристых – 99%, виноградных – 104%, коньяка –135%. Запасы алкогольных напитков в торговле и на складах производителей позволили обеспечить розничную продажу в текущем году практически на уровне 2005г.

В течение последних пяти лет потребительские цены на алкогольные напитки росли в меньшей степени, чем на продовольственные товары в целом, что повышало их доступность для населения. В 2004 г. при общем ИПЦ продовольственных товаров 112,3% аналогичный показатель по алкоголю составил 108,7%, в 2005 г., соответственно, 109,6% и 107,6%.

Статистика рынка алкогольной продукции формируется на базе данных сплошного ежемесячного наблюдения не только по крупным и средним, но и всем организациям, имеющим выданную в соответствии с действующим законодательством лицензию на производство, поставки, закупку и хранение алкогольной продукции.

Однако в розничной торговле, где лицензирование отсутствовало до 2006 г., сплошным образом обследуются только крупные и средние организации, а данные по субъектам малого предпринимательства оцениваются на основе квартального и годового выборочного статистического наблюдения. При этом из года в год наблюдаемый объем розничной продажи водки и ликероводочной продукции примерно на 35 – 40% превышает уровень отечественного производства, что свидетельствует о том, что продолжает существовать рынок неучтенного алкоголя, сопоставимый по емкости с легальным алкогольным рынком.

Так, официально учтенные ресурсы (производство и импорт) водки и ликероводочных изделий в 2005 г. сложились на уровне 144,2 млн. дкл. В то же время, по данным торгующих организаций, населению было продано 218,4 млн. дкл этой продукции. Объем «теневого» производства водки и ликероводочных изделий (неучтенное использование производственных мощностей, наличие нелегальных производств крепких спиртных напитков) в 2005 г. оценивается, таким образом, в 74 млн. дкл., или 34% к объему розничной продажи.

Сохраняющиеся масштабы нелегального производства алкогольной продукции подтверждаются и данными проверок органов правопорядка, и сопряженными статистическими данными.

В 2005г. органами МВД России, ФНС России и ФТС России выявлено 198 тыс. правонарушений в организациях розничной торговли, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции; установлено 350 фактов незаконного изготовления алкогольной продукции в легальных организациях, в том числе 39 фактов незаконного изготовления водки. В ходе проверок остановлена и пресечена деятельность 1950 подпольных цехов и 124 организованных групп.

За 2005 г. Роспотребнадзором было проведено 20,6 тыс. проверок в организациях, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией и пивом, из них каждой третьей проверкой выявлены нарушения. Проверками установлено, что доля забракованного импортного вина в 2 раза выше, чем отечественного, а качество отечественной водки и пива значительно уступает продукции импортного производства ( доля забракованной отечественной водки в 4 раза превышает аналогичный показатель по импортной водке; пива – в 2 раза).

Число умерших от случайных отравлений алкоголем в 2005 г., хотя и снизилось по сравнению с 2004 г. на 6,8 тыс. человек, составило почти 36 тыс. человек, что в расчете на 100 тыс. человек населения (25,1) сопоставимо с уровнем 2000 г. Число умерших по указанной причине в I полугодии 2006 г. уже превысило 16 тыс. человек.

В 2005г. увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. По сравнению с 2004г. оно выросло на 3,4% и составило 311,8 тысячи. За семь месяцев текущего года было зарегистрировано 183,9 тысяч аналогичных преступлений или 103% к соответствующему периоду прошлого года.

Принятым 21 июля 2005 г. Федеральным законом № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определены меры, принимаемые органами государственной власти по снижению потребления алкоголя и ослаблению последствий пьянства и алкоголизма, на основе сочетания мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Закон не допускает розничную продажу алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями. В соответствии с новыми положениями Закона, чтобы и дальше заниматься торговлей алкогольной продукцией они должны: образовать юридическое лицо, вести бухгалтерский учет и приобрести новую контрольно-кассовую технику (с ЭКЛЗ). Все организации, работающие в сфере производства и реализации алкогольной продукции должны иметь оплаченный уставной капитал. Для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) он не должен превышать 1 млн. рублей. Также Закон расширяет перечень объектов, на которых запрещена розничная торговля спиртными напитками, и предоставляет право субъектам Российской Федерации ограничить время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов. Статьей 26 этого Закона запрещается розничная продажа алкогольной продукции без представления в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

Во исполнение этой статьи Закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 845 «О представлении сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции». В постановлении определена обязанность всех юридических лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольных напитков ежегодно, по состоянию на 15 марта, представлять в территориальные органы государственной статистики сведения о количестве проданного алкоголя. Источниками сведений являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, а также официально учетные данные, содержащиеся в документах, перечень которых при совершении операций по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен Федеральным законом № 102-ФЗ.

К настоящему времени Росстат совместно с Минсельхозом России разработал бланк формы № 1-учет «Учет объема розничной продажи алкогольной продукции», имеющий ограниченный перечень наименований алкогольной продукции, и детальное описание состава продукции, отнесенной к каждому наименованию. Бланк учета утвержден постановлением Росстата от 16.06.2006г. № 21 после его официального согласования с Минэкономразвития России, Минфином России, Минсельхозом России. Кроме показателей, характеризующих объемы розничной продажи алкогольной продукции, бланк содержит общие сведения об организации: размер уставного капитала, средняя численность работников, количество торговых заведений и предприятий общественного питания, которыми располагает данная организация, ее оборот розничной торговли и общественного питания и др. Круг отчитывающихся хозяйствующих субъектов в целом по России определен в порядке более 280 тыс. единиц.

Бланками формы учета будут снабжаться юридические лица в соответствии с информацией о перечне субъектов, имеющих лицензии, предоставленной администрациями субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами местного самоуправления. Перечни юридических лиц, которым были направлены бланки сплошного учета, но которые не представили в установленный срок сведения в органы государственной статистики по месту своей деятельности по почте или с использованием средств телекоммуникаций, будут передаваться администрации субъекта Российской Федерации для применения мер, вытекающих из Федерального закона № 102-ФЗ. Таким образом, данные ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции будут использованы не только в статистических, но и в административных целях.

Начальник отдела государственной статистики №3 Ростовстата г.Белая Калитва, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса О.А.Власова

10 ноя 2006, 15:56




О состоянии рынка алкогольной продукции в России


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.