Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Светлое будущее черной и цветной металлургии
17 ноя 2006, 14:54
Конкретных шагов от правительства по улучшению своей судьбы сталевары, трубники, металлотрейдеры ждали уже давно. Неоднократно ассоциации производителей и сами компании обращались с письмами, жалобами, пеняли на незащищённость отечественного производителя, на демпинг иностранных компаний и санкции со стороны ЕС.
Но в ответ правительство пыталось решать локальные проблемы и «залатывать» дыры по мере их появления.
Обсуждение плана реформирования отрасли шло долго с привлечением представителей различных компаний и профильных структур. Например, Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) недавно поднял вопрос о субсидировании импорта, которое привело к односторонним отношениям с ЕС: Россия туда практически перестала поставлять продукцию трубных заводов, а импорт европейских труб увеличился в несколько раз.
И вот в четверг правительство одобрило план мероприятий по развитию металлургической промышленности на два года и дало поручение Минпромэнерго к апрелю-маю следующего года разработать соответствующую стратегию на 2010–2015 годы. «Отрасль в первых рядах приватизирована, и можно оценивать эффективность тех мер, которые осуществляет бизнес, причем такой консолидированный на сегодняшний день, – сказал премьер-министр Михаил Фрадков, открывая заседание. – Отрасль одна из ключевых, достаточно конкурентоспособная на внешних рынках, но анализ должен быть проведен более детальный с тем, чтобы определить действия, которые должны быть предприняты и самими предпринимателями, акционерами, менеджерами, да и правительством, и Министерством промышленности и энергетики». Ещё Фрадков подчеркнул, что на внутреннем рынке потребляется всего порядка 19% алюминия и 4% никеля от объемов выпуска, а подобная ситуация может негативно отразиться на развитии всего машиностроения в России.
Основным докладчиком на заседании выступил заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус.
По его данным, реализация плана позволит к 2010 году увеличить объемы производства на 20–30%.
Кроме того, к 2010 году предполагается увеличение доли высокотехнологичной продукции на 10%. Объем инвестиций, как ожидается, повысится в 2 раза, снижение импорта металлопродукции составит 30%. Снижение издержек производства должно составить к этому времени 5–10%.
Но эти цифры не очень впечатлили присутствующих. Глава министерства природных ресурсов Юрий Трутнев задал вопрос докладчику о конкретных показателях по увеличению глубины переработки добываемого сырья. Видимо, министр вспомнил слова Владимира Путина, сказанные во время его прямой линии, о необходимости продажи на Запад не сырья, а готовой продукции. Но министр конкретного ответа не получил. Реус ответил, что увеличение производства продукции с высокой степенью переработки является основным вектором развития отрасли. Здесь вмешался Фрадков: «Нужно принимать конкретные цифры, показатели, планы. Это – правильно».
Тем не менее план развития отрасли был принят кабинетом министров. В представленном плане говорится, в частности, о необходимости рассмотреть вопрос о заключении долгосрочных соглашений между субъектами естественных монополий и крупными потребителями по уровню цен и тарифов. Пообещали металлургам и средства из инвестфонда. Но прежде всего от правительства ждали защиты на внешних рынках.
По данным Минпромэнерго, на 1 октября 2006 года в отношении российской металлопродукции действуют 38 ограничительных мер в 18 странах мира. В связи с этим план предполагает проведение работы по пересмотру действующих дискриминационных защитных мер в отношении российских производителей со стороны стран-импортеров.
Кроме того, предполагается решение вопроса о предоставлении России статуса полноправного члена Комитета ОЭСР.
Премьер-министр особо остановился на проблеме взаимодействия России и Украины. «А где у нас кооперация с Украиной?» – вопрошал Фрадков. Весьма показательны цифры нынешнего товарооборота, который составляет $14 млрд: объем экспорта Украины в Россию за 2006 год вырос на 6% и составил $5 млрд, а экспорт из России на Украину – $8,9 млрд. При этом премьер отметил, что между российскими и украинскими металлургическими предприятиями есть отдельные совместные проекты, но системный подход отсутствует. «Необходимо на дальних подступах уловить те сигналы, которые нам посылает внешний рынок, и не ограничивать все свои усилия на достаточно квалифицированных участиях в антидемпинговых расследованиях... Это тупиковый путь», – подытожил премьер.
Металлурги со сдержанным оптимизмом восприняли обсуждение их судьбы на правительстве. Например, замдиректора ФРТП Дмитрий Залялов заявил «Газете.Ru»: «Я участвовал при подготовке этого плана мероприятий, но итогового документа пока не видел. Мы от имени трубников отмечали много проблем внутреннего и внешнего характера, и практически все из них так или иначе планируется учесть». При этом Залялов считает оправданным выбор периода «планирования» до 2008 года: «Сейчас идёт широкий процесс модернизации, и он должен быть хорошо скоординирован».
В то же время опрошенные «Газетой.Ru» аналитики настроены пессимистично. «Стремление сократить действующие ограничения на отечественную металлопродукцию в первую очередь на европейских рынках само по себе правильное, однако договориться об этом со странами ЕС будет непросто, – считает старший аналитик ИГ «ВИКА» Сергей Генералов. – Да и о запуске процесса консолидации отрасли говорить пока рано».
Игорь Нуждин из ИК «Солид» тоже обращает внимание на ряд спорных моментов. «Один из таких моментов – увеличение объемов производства на 20–30%. Если речь идет о черной металлургии, то такие темпы кажутся мне спорным и не совсем необходимым.
Россия экспортирует 50% производимой стали, при этом с каждым годом в связи с ростом производства со стороны Китая сбыт будет становиться все сложнее.
То есть такие темпы просто не нужны. Если же идет речь об увеличении производства для потребностей внутреннего рынка, то тут скорее произойдет переориентация потоков с внешнего рынка на внутренний. Мне кажется, что 5–6% в год вполне нормальные темпы роста для отечественной черной металлургии», – поясняет эксперт.
В свою очередь, аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова считает, что пока государство реально может поддержать металлургию только внутри страны: в плане отмены пошлин на импортное
А вот на внешнем рынке существенно изменить ситуацию может сейчас присоединение России к ВТО, которое дает возможность отстаивать интересы российских производителей на зарубежных рынках.
С этим соглашается и аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфёнов: то, что до сих пор в России не могут ввести пошлины на европейский прокат или ту же украинскую арматуру, есть не что иное, как следствие политики. А в ситуации, когда государство отстаивает свои интересы, интересы бизнеса уже отодвигаются на второй план.
«А что касается самих металлургов, то слишком они эгоистично увлечены экспортом и отстаиванием своих собственных корпоративных интересов, перекладывая проблемы отрасли в целом на плечи правительства», – считает эксперт.
«Думаю, что наши металлурги все же придут к мысли о создании отраслевого органа по аналогии с другими странами, ответственного за выработку отраслевой стратегии развития и отстаивания ее перед госчиновниками».
17 ноя 2006, 14:54
Светлое будущее черной и цветной металлургии
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.