Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Конституционный суд одолел правительство
30 ноя 2006, 09:53
Конституционный суд признал, что российское правительство нарушает Конституцию, тормозя законотворческий процесс региональных парламентов, чем лишает Государственную думу независимости. Антиконституционным признано то, что чиновники возвращают региональные законодательные инициативы по той причине, что у них нет финансово-экономического обоснования. Это правило, прописанное в пункте 100 регламента правительства, было признано противоречащим ст. 10 Конституции, в которой говорится о разделении трех ветвей власти. Кроме того, КС посчитал, что оно нарушает равноправие субъектов федерации, имеющих право на законодательную инициативу на основании ст. 104 Основного закона, в которой также прописан порядок внесения документов.
Теперь правительство не имеет права возвращать без заключения авторам законопроект, поступивший даже без финансово-экономического обоснования.
До сегодняшнего дня пункт 100 регламента правительства позволял возвращать документ без каких-либо заключений.
КС приступил к рассмотрению этого дела месяц назад по запросу Томской областной думы. Представляющий интересы депутатов глава правового комитета Григорий Шамин рассказал судьям, что большая часть из 48 законодательных инициатив, поданных томичами, была отклонена потому, что не было финансово-экономических обоснований. При этом в законе нет четких инструкций по поводу того, какие именно данные должны содержаться в этом документе.
Суд установил, что под понятием «финансово-экономическое обоснование» понимаются расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также источник финансирования расходов по реализации будущего закона.
Если обоснование должно быть сделано по всей России, то у местных законодательных органов физически нет возможности собрать все данные, настаивал заявитель. Судьи КС сочли, что «неопределенность понятия «финансово-экономического обоснования законопроекта» может повлечь неравенство субъектов», имеющих право на законодательную инициативу. Тот факт, что различные законотворцы находятся в неравном положении, на рассмотрении подтвердил полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский. Отвечая на вопрос судей, он признал, что депутатам Госдумы, президенту и правительству финансовые обоснования готовятся в профильных ведомствах. Самое любопытное, что никакое финансово-экономическое обоснование законопроекта не предусмотрено ни Конституцией ни федеральным законом, а оставлено исключительно на усмотрение аппарата правительства.
Во время разбирательства также выяснилось, что вот уже несколько лет аппарат правительства использует свое «ноу-хау» для отсеивания на начальной стадии неудобных власти законопроектов.
Внося документ в Госдуму, необходимо представить вместе с законопроектом еще массу документов, в том числе финансово-экономические обоснование и официальное заключение правительства.
По закону вердикт правительства, положительный он или отрицательный, не должен влиять на рассмотрение инициативы в профильном комитете нижней палаты парламента. Однако фактически законопроекты, имеющие отрицательную резолюцию правительства, одобряются профильными комитетами крайне редко.
Отрицательное заключение комитета, в свою очередь, является почти гарантией того, что инициатива не будет принята Госдумой.
Решив не писать заключения на каждую местную инициативу, правительство изобрело новую форму ответа – «официальный отзыв». Барщевский даже пытался настаивать, что правительство делает доброе дело, не просто возвращая законопроект, а присылая на него свое мнение. Другое дело, что ни в одном нормативном акте такой документ не прописан и с ним отправить законопроект в Думу невозможно. И на деле, что признал и полпред, правительство взяло на себя роль фильтра, поскольку из местных парламентов якобы приходит много неправильно оформленных законопроектов.
Конституционный суд министерскую самодеятельность прекратил. Судьи сочли, что, поскольку законопроекты отбраковывались на уровне аппарата правительства, то чиновники ставили в зависимость от себя законодательный орган страны.
Внесение законопроекта в Госдуму «ставится в зависимость не от воли субъекта права законодательной инициативы, а от одностороннего усмотрения правительства РФ или даже его аппарата; при этом Госдума по существу лишается возможности принимать к рассмотрению законопроекты, подготовленные к внесению», говорится в постановлении. Из чего судьи сделали вывод, что тем самым парламент лишается «конституционной самостоятельности в осуществлении полномочий, принадлежащих» ему.
Для того чтобы разрешить эту проблему, Конституционный суд обязал федеральных законодателей конкретизировать содержание права законодательной инициативы и определить порядок его реализации. Газета.Ру
30 ноя 2006, 09:53
Конституционный суд одолел правительство
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.