Подпольными маршрутками
Операция «Автобус» проводилась в течение двух недель. За это время было выявлено свыше 25 тыс. нарушений водителями автобусов и маршруток. Общее число автобусов и маршруток на московских дорогах – немногим более 10 тыс.: как сообщил замначальника ГИБДД Москвы Геннадий Прядко, к пассажирским автоперевозкам в Москве допущено 87 организаций и частных предприятий, за которыми зарегистрировано 5320 машин, еще примерно столько же арендованных.
Наиболее частые нарушения водителей общественного транспорта в Москве – неправильное пересечение перекрестков, нарушение правил остановки, превышение скорости и выезд на встречную полосу.
Четырнадцать водителей сели за руль нетрезвыми, у троих не оказалось обязательной для пассажирских перевозок категории «Д».
Значительная часть транспорта оказалась неисправной, и ей было запрещено появляться на улицах. В салоне каждого пятого автобуса или маршрутки не нашлось огнетушителя или аптечки, и за это тоже лишали номерных знаков до устранения нарушений. Однако, отметил Геннадий Прядко, из-за технической неисправности автобусов и маршруток в Москве не было зафиксировано ни одного ДТП.
Корень зла, по мнению Прядко, в низком уровне подготовки водителей и отсутствии контроля за ними со стороны руководства автотранспортных компаний. «Мы не располагаем официальными данными по отбору водителей, но не секрет, что для большинства работодателей главное – заработать, и они подбирают то, что подешевле», – заявил Прядко.
«Дешевые» водители, чуть позже разъяснил он, – гастарбайтеры, которые составляют более половины водителей автопарков. Они согласны на любые условия, ночуют прямо на территориях баз, в гаражах и не могут даже элементарно выспаться.
Геннадий Прядко напомнил о случившемся за день до пресс-конференции серьезном ДТП на Щелковском шоссе, когда 13 пассажиров успели выбраться из перевернувшейся маршрутки буквально за несколько минут до возникновения пожара. По его словам, за рулем машины был гражданин Казахстана. Водитель другой участвовавшей в этом ДТП маршрутки тоже оказался приезжим – из Кабардино-Балкарии.
По мнению представителей московской ГИБДД, основную опасность на дорогах представляют машины и водители от маленьких компаний.
Как заявил на пресс-конференции начальник отдела организации технадзора и регистрации работы Управления московского ГИБДД ГУВД Алексей Виноградов, крупные организации, как правило, набирают более опытных водителей, тщательнее проводят технический контроль и медосмотр водителей.
«Небольшие компании, как правило, существуют только на бумаге, – заявил Виноградов. – Они не имеют собственного парка и арендуют транспорт у других собственников. Хотя по документам вроде бы все нормально – есть договора на транспортное обслуживание, на медицинский осмотр».
«Но откуда они выпускаются на линию? Где паркуются? По договору – на каком-нибудь предприятии, а на деле ночуют в обычных дворах. Водители предоставлены сами себе. Какой там техосмотр, график, их дело – план».
Как считают в столичной ГАИ, хоть как-то воздействовать на ситуацию можно было бы через систему лицензирования. Однако, по словам Геннадия Прядко, лицензионные органы интересует только формальная сторона. А вопросы приостановления или отзыва лицензии вообще решаются «очень вяло», так как выдать или отобрать лицензию у перевозчика может только управление госавтодорнадзора.
А если ГАИ начинает предъявлять претензии какому-то предприятию, оно тут же закрывается, перерегистрируется и продолжает работать в том же составе – формально нарушений нет.
Однако уже в декабре к борьбе ГАИ с машрутками и их хозяевами обещает подключиться еще одна структура. Заместитель руководителя департамента транспорта и связи столицы Александр Воробьев пообещал в ходе online-конференции на транспортном сервере Москвы, что его организация совместно со столичным УГИБДД и Госавтодорнадзором начнет облаву на нелегальные автобусы, маршруты которых не включены в официальный реестр города. Список «легальных» городских автобусных маршрутов появится на официальном сайте департамента после его утверждения. Кроме того, в декабре начнет свою работу экспертный совет, созданный при департаменте для рассмотрения вопросов о целесообразности организации новых маршрутов.
Правда, транспортников интересует отнюдь не безопасность перевозок пассажиров на «Газелях» под управлением гастарбайтеров – для них эта проблема стала актуальной в связи с участившимися случаями переманивания клиентуры городского автотранспорта нередко благодаря более низкой стоимости проезда. Нелегалы обходятся дешевле не только работодателям, но и пассажирам.