Экипаж не виноват в крушении Ту-154 под Донецком
Причинами страшной аварии стала совокупность таких факторов как экстремальные погодные условия и конструктивные особенности летательного аппарата. Большинство экспертов считает, что самолет потерял управление в результате попадания молнии или резкого маневра над грозовым фронтом и свалился в плоский штопор. А Михальченко подчеркивает, что, пытаясь обойти грозу, Ту-154 набрал такую высоту, на которой степень риска попадания в плоский штопор резко возрастает. А в силу своей конструкции эти аппараты сами из него выбираться не умеют. "После Учкудука (где в 1985 г. разбился Ту-154м после попадания в плоский штопор) нужно было запретить этим самолетам набирать высоту выше 10 тыс. метров", - считает Михальченко, который, несмотря на должность руководителя авиакомпании, сам пилотирует Ту-154. Перед катастрофой самолет шел на высоте 11,6 тыс. м, что, в совокупности с турбулентными потоками, и привело к сваливанию в плоский штопор.
Напомним, что Ту-154 "Пулковских авиалиний" следовавший рейсом 612 Анапа - Санкт-Петербург, разбился 22 августа под Донецком. Все 160 пассажиров и десять членов экипажа погибли. Выполняя маневр, лайнер поднимался вверх слишком быстро и вышел на так называемый "закритический угол атаки", при котором крыло резко набирает подъемную силу, а самолет заваливается на хвост. Проведя приблизительно минуту на высоте 12,1 тыс. м, Ту-154 начал перепадать с крыла на крыло, то есть вошел в пресловутый смертоносный "плоский штопор".
Попытка обойти грозовой фронт сверху стала фатальной ошибкой, утверждает пилот с сорокалетним стажем, кандидат технических наук Владимир Герасимов. Однако всецело возлагать вину на плечи экипажа нельзя: пилоты оказались в ситуации, в которой они не представляли, как поведет себя доверенный им самолет, их попросту этому никто не обучал. "Я уверен, что ни этот экипаж, ни все другие, которые летают на данном типе самолетов, не знают, что Ту-154м в определенных условиях выходит в режим "подхвата", после чего сваливается в штопор. Результаты летных испытаний, которые подтверждают эти особенности, до сих пор до летного состава не доведены. Этому не учат в летных училищах, это скрывают от пилотов. Да, они забрались на слишком большую высоту. Но они и раньше на нее забирались, только при более благоприятных условиях. А к тому, что произойдет подхват, они готовы не были. Это не их вина, а их беда", - заявил Герасимов.
Лидия ЧЕКАЛОВА