Скотленд-Ярд приехал к Лубянке
Самолет с группой британских экспертов приземлился в Москве в понедельник вечером. По неподтвержденным данным, в Москву прилетели девять сотрудников Скотленд-Ярда – спецгруппа из элитного антитеррористического подразделения британской полиции SO15. Все девять британцев уже получили визы с датой въезда «с 4 декабря».
Сегодня же стало известно, что помогать британским следователям в России будут сотрудники российской Генпрокуратуры. Об этом сообщил «Эхо Москвы» пресс-секретарь Гепрокуратуры Виктор Потапов. По его словам, британская сторона ранее официально запросила Россию о помощи.
Звонок «Газеты.Ru» в Скотленд-Ярд не прояснил ситуацию. Представитель пресс-службы заявил, что не может «ничего сказать о целях поездки сотрудников Скотленд-Ярда в Москву, ни даже подтвердить сам факт поездки». «То, что об этом пишет The Guardian, ровным счетом ничего не значит. Мы такие вещи не комментируем», – заявил пресс-секретарь.
По сведениям The Times, британские следователи планируют допросить по меньшей мере четверых россиян. О троих потенциальных информаторах «Газета.Ru» ранее подробно писала. Наибольший интерес для британцев представляет бизнесмен Андрей Луговой, который с 16 октября по 1 ноября этого года трижды летал из Москвы в Лондон.
За этот период он четыре раза встречался с Александром Литвиненко и, по меньшей мере, один раз с Борисом Березовским. Одна из встреч Лугового с Литвиненко произошла в день предположительного отравления Литвиненко – 1 ноября. Луговой на днях согласился дать все необходимые показания, но категорически отказался лететь для этого в Лондон. Он также сообщил, что в его организме обнаружены следы полония. Следователи Скотленд-Ярда гарантированно допросят также спутников Лугового – Дмитрия Ковтуна и Вячеслава Соколенко. Все трое были едва ли не последними, кто видел экс-сотрудника ФСБ здоровым. Кроме троих экс-агентов ФСБ, Скотленд-Ярд намерен допросить в Москве еще нескольких бизнесменов.Не исключено, что в ближайшие дни состоится допрос также бывшего офицера ФСБ Михаила Трепашкина, находящегося сейчас в тяжелом состоянии в лазарете нижнетагильской колонии.
Не исключено, что группа британцев отправится для этого в Нижнетагильск. О возможности такого допроса заявил «Газете.Ru» председатель фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб.Напомним, что бывший полковник ФСБ Михаил Трепашкин отбывает наказание в колонии-поселении Нижнетагильска. В апреле прошлого года Дмитровский городской суд Подмосковья приговорил его по совокупности за разглашение государственной тайны и незаконное хранение оружия к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. «Дело Трепашкина» формально началось в январе 2002 года, когда следователи Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с оперативниками УСБ ФСБ России провели в его доме обыск. В постановлении на обыск было написано, что надо искать «предметы и документы, указывающие на местонахождение находящегося в розыске Литвиненко. Вместо компромата на Литвиненко следователи нашли у Трепашкина свыше тысячи документов, в том числе следственные материалы КГБ СССР, Министерства безопасности России, ФСК и ФСБ.
Как ранее писала «Газета.Ru», Трепашкин на днях сообщил, что «у него есть сведения о гибели Литвиненко». Он также попросил своих адвокатов Елену Липцер и Льва Пономарева передать это следственной бригаде Скотленд-Ярда. Оба адвоката Трепашкина настаивают на «быстром допросе». По их словам, их клиент «находится в тяжелом состоянии». Как дал понять председатель фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб, Трепашкин может располагать информацией о возможных убийцах Александра Литвиненко. Как уточняет РИА «Новости», Александр Гольдфарб на днях передал сотрудникам Скотланд-Ярда письма, которые, по его словам, были написаны экс-сотрудником российских спецслужб Михаилом Трепашкиным и адресованы Литвиненко. В этих письмах, как утверждает Гольдфарб, Трепашкин предупреждает о готовящейся российскими спецслужбами попытке ликвидации Литвиненко. По словам правозащитника, в одном из писем к Литвиненко, датированном 20 ноября, Трепашкин утверждает, что получил сведения о том, что «очень серьезная команда готовится отправить в нокаут всех, кто связан с Березовским и Литвиненко, и готовится сделать это без огласки СМИ». К ликвидации Литвиненко пытались привлечь Трепашкина, однако тот отказался. По словам адвоката Трепашкина Льва Пономарева, бывший сотрудник ФСБ не только готов встретиться с представителями Скотленд-Ярда, но и «настаивает на этом». «Мы сообщали об этом британской полиции. Кроме того, это публично заявлено в его письмах. Пока они с нами не связывались», – объяснил правозащитник «Газете. Ru».
По его информации, в письмах Трепашкина, до этого нигде не появлявшихся, называются конкретные фамилии тех, кто мог быть причастен к убийству Литвиненко: «Позиция Трепашкина такая: он называет людей, которые участвовали в организации убийств до этого. Я думаю, что это очень серьезная информация».
Александр Гольдфарб также прокомментировал в интервью «Газете.Ru» основные версии по делу Литвиненко. Соратник Бориса Березовского и Александра Литвиненко, в частности, дал оценку недавнему заявлению Евгения Лимарева (этот бывший коллега Литвиненко по ФСБ также предупреждал Литвиненко в письме о его возможном отравлении. Именно эти бумаги передал Литвиненко 1 ноября Марио Скарамелла) о том, что Литвиненко якобы поссорился с Березовским (такую версию Лимарев привел сегодня в интервью Mail on Sunday. «Это точно не так», – заявил Гольдфарб. «Во-первых, что касается финансов. Литвиненко первые три года жизни в Англии, до 2002 года, действительно жил благодаря финансовой поддержке Бориса Березовского, которую тот осуществлял через безвозмездные гранты нашего Фонда гражданских свобод. Наша деятельность абсолютно прозрачна. Такие гранты мы давали многим: Ахмеду Закаеву, Алене Морозовой (дочь жертвы взрывов домов в Москве, обвинившая в смерти матери спецслужбы и попросившая убежища в США. – «Газета.Ru»). Эти деньги позволяли Литвиненко жить на уровне среднего класса. Однако с 2003 года эту помощь мы прекратили. Последние два года он не получал от нас никаких денег и имел собственные источники доходов, о которых я ничего не знаю», – сказал Гольдфарб. «Во-вторых, с человеческой точки зрения Литвиненко и Березовский оставались очень близкими друзьями до последнего дня. Березовский, как только узнал об отравлении Литвиненко, сразу поехал в больницу и бывал там постоянно», – сообщил Гольдфарб. Он добавил, что вчера Березовский посетил поминки – девять дней со дня смерти Литвиненко.Кроме того, в Москве представители Скотленд-ярда могут встретиться с представителями фонда ветеранов внешней разведки «Честь и достоинство».
Как уже писала «Газета.Ru», новый след в убийстве Литвиненко появился в субботу. Британская The Daily Telegraph сообщила о том, что Скотленд-ярд разрабатывает версию об отставных сотрудниках ФСБ, ознакомившись с материалами, которые Литвиненко получил 1 ноября (в день своего предположительного отравления) от итальянского бизнесмена и эксперта по вопросам разведки Марио Скарамеллы. По сведениям The Daily Telegraph, эти бумаги написаны бывшим коллегой Литвиненко по ФСБ Евгением Лимаревым. Лимарев сообщает о группе профессиональных убийц, связанных с организацией «Честь и достоинство». Лимарев сообщает, что именно эти люди спланировали и осуществили убийство журналистки Анны Политковской в октябре и теперь планируют устранить Александра Литвиненко, Бориса Березовского и Марио Скарамеллу. В понедельник сотрудники фонда все обвинения решительно опровергли. Заместитель руководителя фонда разведки и дипломатической службы «Честь и достоинство» Виктор Доля все обвинения The Daily Telegraph назвал «бредом». «Полный бред, все это высосано из пальца. И такое даже комментировать не хочется», – заявил он «Газете. Ru». По словам бывшего работника разведки, «пока никто не обращался к ним с просьбой о сотрудничестве». «Если специалисты Скотленд-Ярда захотят с нами побеседовать, мы готовы, но пока к нам никто не обращался», – пояснил член совета фонда. «Смерть Литвиненко на совести Березовского. Мы же занимаемся несколько другим делом», – уверил Доля. Фонд рассматривает возможность подачи судебного иска в отношении британской газеты о защите чести и достоинства. «Мы еще не приняли решение. Посмотрим, насколько возможно выиграть дело», – рассказал Доля.