Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Танки Средневековья
13 дек 2006, 22:15
Как говорил старина Мюллер, верить нельзя никому. Даже издательству «Молодая гвардия» с ее уже знаменитой серией «Живая история. Повседневная жизнь человечества». Потому как вышедшая книга Жана Флори «Повседневная жизнь рыцарей в Средние века» на самом деле вовсе не про повседневную жизнь рыцарей.
Оригинальное название книги – «Chevaliers et Chevalerie au Moyen Age», то есть «Рыцари и рыцарство в Средневековье» куда более точное. Беда, впрочем, небольшая – о повседневной жизни всадников без страха и упрека нам уже рассказывали. В той же самой серии не так давно выходила посвященная именно «бытовухе» «Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке» Ж. Бордонова. Книга Флори вовсе не о том, чем рыцари питались, на чем спали и как часто молились, она несколько поглубже.
Если честно, эту работу даже несколько странно видеть в научно-популярной серии.
Жан Флори, наверное, – лучший ученик прославленного историка Жоржа Дюби, давно известен как один из лучших на Западе медиевистов, специализирующихся на изучении эволюции взглядов на войну и роль воина. И его книга – хорошая научная монография, только написанная так занимательно, что нравится она не только специалистам, но и любителям.
«Рыцари и рыцарство в Средневековье», по сути, – продолжение нашумевшей работы Флори «Идеология меча. Предыстория рыцарства», переведенной у нас в конце 90-х годов и с тех пор ставшей настольной книгой для всех любителей Средневековья (другие его работы, даже знаменитая «Крестовые походы и джихад», оказалась менее удачливыми, и еще ждут своей очереди). Это продолжение вышло на Западе в 1998 году, то есть, с учетом того, что россиянам частенько приходится довольствоваться переводами классических работ полувековой давности, является вполне себе последним словом западной медиевистики.
Переведенным не только оперативно, но и, что еще большая редкость, – хорошо. Перед переводчиком Ф. Нестеровым можно только снять шляпу – и за адекватность, и за многочисленные комментарии, писанные не из желания поболтать, а исключительно по делу.
Жан Флори называет себя «историком идей» и это очень верное определение. Его книга – замысловато закрученное повествование о том, откуда же взялось рыцарство и, главное, почему именно оно вот уже много веков является самым популярным феноменом Средневековья. Это главное, что его занимает, все остальные вопросы: насколько миф о рыцарстве соответствует истине, сколько стоил доспех, «как оно было на самом деле», развенчание популярных заблуждений и тому подобное – идут уже прицепом, что, впрочем, не делает ответы на эти вопросы менее интересными.
Свое расследование Флори начинает со времен Римской империи. Гипотеза о том, что рыцарство начало вызревать еще в античности, не подтвердилась, расследование автора заходит в тупик, но читатели вполне могут утешиться неожиданными открытиями и нежданными ассоциациями. Вроде этого: «В 260 году наступила эпоха милитаризации системы управления в целом: все общественные обязанности, в том числе и чисто гражданские, трактовались как воинский долг и обозначались в совокупности своей термином militia (воинство); чиновники ходили на службу, затянутые в портупею с пристегнутым поясным ремнем (cingulum), изукрашенной в соответствии с их должностью и заслугами».
И чем ближе повествование подходит к «золотому веку» рыцарства, тем интереснее. К примеру, в массовом сознании понятия «рыцарь» и «дворянин», «человек благородного происхождения», нерасторжимы. На самом же деле долгое время ограничения были отнюдь не юридического, а исключительно материального свойства: соответствующие физические данные и финансовые средства. Экипировка рыцаря стоила дорого (только за кольчугу требовалось выложить 15 быков), а постоянные тренировки, без которых рыцарь не смог бы выжить в первом же бою, требовали много времени, которым располагали только состоятельные люди. Тем не менее среди рыцарей хватало и детей свободных крестьян, и отпрысков духовенства, и вооруженных слуг.
Этот канал социального восхождения «неблагородным» начали перекрывать лишь в XIII веке, но там подвалила новая беда. Именно с этой эпохи рыцарство стало столь накладным, что все меньше и меньше дворян могли себе это позволить. Дворянские юноши в массовом порядке подались в уклонисты и начали бегать от рыцарства, как черт от ладана, довольствуясь титулом «дамуазо» и должностями конных сержантов и оруженосцев.
Даже знаменитый Бертран дю Гесклэн, образец «рыцаря без страха и упрека», ходил в оруженосцах много лет и получил посвящение только в 34 года. Но все эти разборы революций в военном деле, рассказы о связи длины копья с весом доспехов, саги о вековом соперничестве меча и боевого топора и тому подобные аспекты «гонки вооружений» нужны автору лишь для того, чтобы разобраться, почему же именно рыцарство стало культурным мифом.
Почему «человек – консервная банка» вдохновлял и вдохновляет множество людей от Сервантеса до сегодняшних «ролевиков» с текстолитовыми мечами. Впрочем, по рыцарям фанатели еще их современники, о чем Флори не забывает упомянуть: «С середины XIII века отмечается появление «круглых столов» при многих княжеских и королевских дворах. Все они имеют ярко выраженный праздничный характер: их участники имитируют поведение рыцарей Круглого стола короля Артура, принимают их имена и геральдику, вступая друг с другом в игровые поединки...» Чем не первые «ролевики»?
Вот только тогдашние подражатели «играли в рыцарей» более адекватно: «В начале XII века биограф Гуго Клюнийского (Hugue de Cluny) живописует, как отец будущего настоятеля Клюнийского монастыря, желая сделать его наследником своих владений, спешил воспитать из него настоящего рыцаря, причем как можно скорее: «Он побуждал его совершать в компании юных сверстников конные набеги («шевоше») на земли соседей, учил премудростям верховой езды на манеже, обучал владению копьем и щитом.
И, самое главное, требовал от сына, чтобы тот привозил из своих набегов богатую добычу». Благо, примеров людей, разбогатевших на рыцарстве, было более чем достаточно. Чего стоил один великий Гильом де Марешаль. Этот Шумахер тогдашнего мира выиграл все, что только можно выиграть, и с точки зрения статистики именно он является лучшим рыцарем всех времен и народов. На первый турнир в 1167 году его едва допустили – у наглеца не было даже достойных доспехов, но с турнира он ушел с четырьмя боевыми конями и комплектами вооружения. Всего же за свою долгую «спортивную карьеру» Марешаль одолел порядка 500 рыцарей (победитель отдавал побежденному боевого коня и доспехи), и этот результат остался непревзойденным.
Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века. – М.: Молодая гвардия, 2006. Газета.ru
13 дек 2006, 22:15
Танки Средневековья
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.