Зачем российскому орлу две головы?
В Мюнхене Российская делегация приняла участие в международной конференции "Политика безопасности: глобальные проблемы и глобальная ответственность". Часто эту конференцию называют политическим Давосом. В самом деле, на ней собираются политики и эксперты, которые имеют непосредственное влияние на развитие ситуации во всем мире. В этом году Россия была представлена на самом высоком уровне. Подобное представительство вряд ли можно назвать случайным. В последнее время в западной прессе постоянно можно встретить публикации, в которых высказываются опасения и тревоги, связанные с непредсказуемыми действиями Российской Федерации. Европа демонстрирует почти истерическое поведение, когда речь заходит о поставках энергоносителей. В адрес Кремля звучат обвинения, что Москва "использует газ для оказания политического давления". Собственно в задачу В. Путина на конференции входило донесение сообщения, которое Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ, уже озвучил на давосском форуме в январе этого года.
Если отбросить комментарии, анализ и прочие соображения, то в Мюнхене В. Путин сосредоточил внимание на двух главных вопросах, над которыми Западу предстоит серьезно подумать. Прежде всего, он остановился на проблеме баланса сил в мире. По его мнению, именно баланс сил в мире обеспечивает порядок и стабильность на всей планете. Попытки какой-либо страны стать единственным центром, из которого можно было бы управлять мировой политикой, крайне опасны и ведут лишь к дестабилизации. В частности, он заметил, что однополярный мир - “это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри. И это ничего общего не имеет, конечно, с демократией. Потому что демократия - это, как известно, власть большинства, при учете интересов и мнений меньшинства”. Фактически, президент Путин обвинил США в том, что, навязывая демократические принципы в мире, сама Америка часто забывает о демократии. Более того, односторонние и не всегда законные действия не смогли решить ни одной проблемы, а во многих случаях ситуация стала еще хуже. Поэтому Путин еще раз напомнил о том, что лишь ООН является организацией, которая представляет мировое сообщество, а не блоки или группы.
В целом, президент России "обрадовал" своих западных коллег тем, что еще раз сообщил о том, что мир перестал быть однополярным. Свои слова он подкрепил данными ВВП различных стран, которые относятся к развивающимся рынкам, подчеркнув, что их экономический рост будет продолжаться, а это неизбежно приведет к повышению политического веса этих государств в мире. Так, совокупный ВВП Индии и Китая превосходит ВВП США, а совокупный ВВП Бразилии, России, Индии и Китая превышает ВВП Евросоюза. Было бы наивным полагать, что экономический рост этих стран не будет конвертироваться в политический потенциал.
Закончив с глобальными проблемами, Владимир Путин перешел к непосредственному доказательству того, как экономический потенциал преобразуется в политический вес. Удивительно, но чем стабильнее и более рыночной становится Российская Федерация, тем больше это начинает беспокоить развитые страны. Если десять лет назад европейские лидеры сами приезжали в Москву, чтобы договориться о поставках газа или о строительстве нового трубопровода, то сегодня они почему-то начали говорить, что Россия использует газ как инструмент политического шантажа. Безусловно, Владимир Путин попытался развеять сомнения тем, что вновь напомнил о сугубо экономической подоплеке всех энергетических споров с Украиной и Белоруссией. По его мнению, договоренности со странами, обеспечивающими транзит энергоносителей, отвечают интересам самих европейских государств. К слову сказать, из-за несанкционированного отбора нефти и газа из трубопроводов, Россия испытывала серьезные сложности с выполнением своих обязательств перед поставщиками, да и несла нешуточные убытки. Поэтому Россия в последнее время проводит политику полного перехода на рыночные отношения в области поставок газа и нефти. Еще в Давосе Дмитрий Медведев, Первый вице-премьер правительства РФ, заявил, что бесплатного субсидирования экономик за счет России больше не будет.
Кроме того, чтобы более прочно закрепить мнение о России как о выгодном экономическом партнере, он еще раз обратился к некоторым объективным данным. Он подробно остановился на сотрудничестве в энергетической сфере и в области инвестиций: “Мы открыты для сотрудничества. Зарубежные компании участвуют в наших крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам, до 26% добычи нефти в России, - вот вдумайтесь в эту цифру, пожалуйста, - до 26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Попробуйте, попробуйте привести мне пример подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики западных государств. Нет таких примеров! Таких примеров нет”. В самом деле, на Западе Россию часто рассматривают, как рынок сбыта или источник получения ресурсов, но даже для российских товаров первичной переработки сырья Западный рынок труднодоступен. В этой связи Владимир Путин коснулся и темы переговоров о вступлении в ВТО: “Как вы знаете, процесс присоединения России к ВТО вошел в финальную стадию. Отмечу, что в ходе долгих, непростых переговоров, мы не раз слышали слова о свободе слова, о свободе торговли, о равных возможностях, но, почему-то исключительно - применительно к нашему, российскому рынку”.
Конечно, дело продвижения интересов своей страны - это нелегкая задача. Не стоит надеяться, что выступление Путина разом решило эту задачу. Более того, анализ публикаций в ряде СМИ наводит на мысль, что весьма резкую критику политики США многие воспринимают как предвестник очередной холодной войны. Радует лишь то, что далеко не все на Западе разделяют подобную точку зрения. Так, обозреватель голландской de Volkskrant А. Брауверс призывает относиться к России как к конкуренту, а не к врагу: “Добро пожаловать в многополярный мир жесткой конкуренции и максимального задействования национальных ресурсов влияния и власти. Привыкайте”! По его мнению, отстранение Москвы от решения мировых проблем и нежелание принимать ее такой, какая она есть в ранге равного партнера, лишь усиливает недоверие и враждебность России к Западу.
Пока президент Путин перелетает на ближний Восток, попробуем подробней остановиться на причинах, которые привели Российскую Федерацию и Запад, в лице США и Европы, к очередному охлаждению в отношениях. В свое время в мидовских кругах шутили, что советские подводные лодки неизменно меняли курс, чтобы всплыть в территориальных водах Швеции во время защиты очередного оборонного бюджета страны. Похоже, что подобной тактики решили придерживаться и в Вашингтоне, тем более, что в последние годы Россия покусилась на святая святых – традиционные для США рынки сбыта вооружения. Как известно, в 2007 году президент США Джордж Буш представил конгрессу проект военного бюджета на 2008 год, где предусмотрено выделение $722 млрд. на военные расходы. Сам проект встретил бурное негодование оппонентов в конгрессе, в котором с недавних пор вновь большинством обладают демократы. В условиях, когда политика администрации Буша подвергается критики за провал операции в Ираке, да и в других точках мира, получить одобрение конгресса на такую астрономическую сумму почти нереально. При этом в следующем году грядут президентские выборы в США, на которых у республиканцев не самые лучшие шансы. Одним из наиболее легких путей проталкивания столь крупных военных расходов является метод создания впечатления о возможной внешней угрозе. На роль достойного врага США традиционно претендует Россия со своим историческим наследием от СССР. Поэтому нарастает число публикаций, где подсчитывается ядерный потенциал обеих держав, анализируется “непредсказуемая” внешняя политика РФ, а также негативно изображается развитие экономики России, словно кроме войны с США у нее нет иных целей. Не нужно быть экспертом в области вооружений, чтобы понять последствия даже небольшого ядерного конфликта. Однако в качестве рекламы для увеличения расходов на военные нужды этот метод достаточно эффективный. Буш нуждается в средствах, чтобы хоть как-то сохранить лицо в Ираке да и просто устроить прощальное “спасибо” тем корпорациям, которые традиционно поддерживают республиканскую партию.
Однако увеличением военного бюджета озадачены лишь США. Европу беспокоят совсем иные аспекты отношений с восточным “конкурентом”. Еще 10 лет назад трудно было представить, что Россия в обозримом будущем сможет вырваться из оков постоянного экономического спада и долговых обязательств, сумма которых возрастала год от года. Но, как это часто бывает в Российской истории, “не было счастья, да несчастье помогло”. Разразившийся в 1998 году экономический кризис, наконец, убедил российских политиков в том, что страна должна рассчитывать лишь на саму себя. Уже после этого сложилась чрезвычайно выгодная коньюктура рынка нефти и газа, низкий курс рубля привел к росту производства. К концу 2006 года Россия избавилась от многих долговых обязательств, стабилизировала национальную валюту и смогла обеспечить весьма высокий темп экономического роста. Из страны, которая постоянно ходила с протянутой рукой, она превратилась в сильное развивающееся государство, которое, судя по обещаниям президента, скоро обгонит по объему ВВП, такие страны, как Италия и Франция. Поэтому, для Европы сложилась весьма сложная ситуация, когда от нее потребовалось быстро адаптироваться к новой России, которая стала ее конкурентом и партнером. В любой ситуации человеческих или межгосударственных отношениях зависящая сторона ведет себя более предсказуемо, а вернее управляемо. Поэтому неожиданная независимость Российской Федерации вызывает столько эмоций и негативных суждений. Если уж говорить с точки зрения истории, то в современном мире существует лишь одно государство, которое пытается жить в изоляции. Однако даже в Северной Корее вынуждены взаимодействовать с внешним миром. Россия, будь она Российской империей, или СССР, всегда участвовала в мировом политическом и экономическом процессе. Если и были какие-либо перерывы в реализации своих международных обязательств, то они вполне сравнимы с таковыми в других, весьма уважаемых странах Запада. Поэтому попытки обвинить Москву в использовании энергоносителей для политического шантажа стоит расценивать как довольно неказистый способ поиска новых рычагов политического и экономического давления. Конечно, само по себе это не несет какой-либо опасности, но от государства требуется неуклонно следовать своей твердой линии защиты национальных интересов. Чем, собственно говоря, Владимир Путин и продолжил заниматься на Ближнем Востоке.
Перед своей поездкой на Ближний Восток Владимир Путин дал интервью арабскому телеканалу Al Jazeera, где высказался по основным проблемам Ближнего Востока. Если оценивать интервью как нечто целое, то принимали российского президента с надеждой и дружескими чувствами. Россия не требовала от арабских государств перестроить самих себя, а все время пыталась решать вопросы на многосторонней основе. Со времен СССР у многих арабских лидеров остались воспоминания, о том как Москва помогала держать баланс на Ближнем Востоке. И на этот раз Владимир Путин постарался продемонстрировать свое уважение к арабскому миру, а также преподнести себя как человека мудрого и авторитетного. Если в беседах с Западными журналистами его речь изобилует шутками и долгими объяснениями, то арабам он мог показаться человеком немногословным и серьезным. Он твердо заявил, что Россия знает себе цену, но не собирается решать за кого-либо чужие проблемы, а лишь может помочь арабским странам найти решение, которое устроит все заинтересованные стороны. Фактически, он не дал ни одного прямого ответа по проблеме Ирана, Ирака, Ливана или Палестины, но общее ощущение от интервью такое, что у России есть свои механизмы и рычаги влияния на ситуацию. К слову сказать, сегодня к России в арабском мире относятся лучше, чем к США. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что во многих странах Запада после событий 11 сентября 2001 года, довольно негативно относятся к мусульманским общинам. Однако в России ситуация иная. Президент Путин так объяснил этот факт: “В России мусульмане - это неотъемлемая часть многонационального и многоконфессионального российского народа. У этих людей нет никакой другой родины, кроме их республики, края, кроме России в целом. Россия - это их родина. Они - полноправные члены нашего общества, полноправные граждане нашей страны”. Поэтому, Россия всегда выступает за многополярный мир и диалог цивилизаций. Выступив перед арабскими телезрителями, Владимир Путин направился в Саудовскую Аравию подтверждать на практике сказанные слова.
На Востоке все дела делают без особой спешки и обязательно с соблюдением определенного церемониала. Визит Владимира Путина - это первый визит российского Президента на Ближний Восток. Поэтому встреча началась с торжественного церемониала на аэродроме, в котором участвовала национальная гвардия Саудовской Аравии, самолеты сопровождения, беседки для кофе и рукопожатий. Лишь после этого начались официальное обсуждение проблем ближнего Востока, а также подписание взаимных торгово-экономических соглашений и тонкие переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Как и во время визита в Индию, Путина сопровождали Сергей Иванов, министр обороны России, и Сергей Лавров, министр иностранных дел, а также группа самых влиятельных и богатейших бизнесменов России. Для подкрепления своих слов о равенстве мусульман в Российской Федерации в состав делегации также вошел и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Речь во время переговоров шла о сотрудничестве в сфере добычи нефти и газа, энергетики и военной сфере, для чего вместе с Путиным прилетел руководитель федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Трудно было ожидать, что во время первого визита главы российского государства состоится подписание каких-либо крупных и громких соглашений, тем более, что сам визит уже стал историческим событием. Однако руководители не ограничились одними разговорами. Было подписано около 10 соглашений, касающихся банковской сферы, взаимного налогообложения и других областей. Кроме того, Владимир Путин предложил Саудовской Аравии присоединиться к российской системе спутниковой навигации “Глонас”. В знак уважения и признания заслуг российского президента Король Абдала вручил ему высшую награду Саудовской Аравии - орден имени короля Абдель Азиза, которого удостаиваются истинные друзья королевства.
В понедельник российская делегация встречается с деловыми кругами королевства, а также в программе Путина на 12 февраля - рабочий завтрак с наследным принцем Султаном ибн Абдель Азизом. Он состоится в честь российского гостя в Обеденном зале дворца наследного принца. Как ожидается, глава российского государства посетит также музей имени короля Абдель Азиза. Уже после этого президентский ИЛ-96 возьмет курс на Катар, где главу России ждет схожая встреча и тематика переговоров. Однако и в Катаре предстоит обсудить возможное участие России в крупном проекте строительства газопровода “Дельфин”, а также возможное сотрудничество в военно-технической области. Стороны намерены подписать 4 соглашения, которые будут способствовать развитию экономических связей между двумя государствами. Вечером напряженный день закончится перелетом в Иорданию, где вновь предстоит обсуждать проблемы Ближнего Востока, смотреть на других, показывать себя, а также договариваться о сотрудничестве в экономической области. Кроме того, в Иордании Путин встретится с лидером Палестины Махмудом Аббасом.
Таким образом, за несколько дней Владимир Путин смог пообщаться с авторитетными политическими лидерами Запада и Ближнего Востока. Природа не терпит пустоты, а по этой причине дипломатические потери США в зоне Персидского залива в последнее время могут обернуться большими дивидендами для России. Тем более что Россия вернулась на Ближний Восток не в качестве сверхдержавы, которая диктует свою волю, а как сильный партнер, который уважает тех, с кем имеет дело. Конечно, подобное развитие событий не может не беспокоить США и Европу, которые привыкли если не диктовать, то навязывать выгодную им политику. Однако, как замечает А. Брауверс, из голландской de Volkskrant: “Россия встала на ноги – привыкайте”. Тем более, что у Российского орла две головы: одна, чтобы смотреть на Запад, а другая, чтобы созерцать Восток.