Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » Аналитика КАЛИТВА.РУ » Мировой авиапром: в зоне высокой турбулентности (II. Boeing)

Мировой авиапром: в зоне высокой турбулентности (II. Boeing)

15 фев 2007, 11:30
Мировой авиапром: в зоне высокой турбулентности (II. Boeing)Аэрокосмическая корпорация Boeing, отмечающая в 2006 году девяносто лет со дня основания, в настоящее время является одним из крупнейших американских экспортеров. Свою продукцию, которая помимо широко известных пассажирских самолетов включает системы связи и обработки данных, боевые ракеты и ракеты-носители, космические спутники, вертолеты и различного рода оборонные комплексы, компания поставляет в 145 стран мира. В структуре корпорации функционируют два крупных подразделения: Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолетов, и Integrated Defense Systems, осуществляющее космические и военные программы. На предприятиях Boeing, расположенных в 67 странах, работают более 150000 человек.

Последнее десятилетие минувшего века прошло не совсем удачно для компании Boeing, которая ввязывалась в революционные и рискованные проекты: бомбардировщик-“невидимка” B-2 и аэробус Boeing 777, участие в масштабных космических проектах Sea Launch (морской запуск ракет-носителей) и Международной космической станции. Сделки по приобретению аэрокосмического и оборонного подразделения Rockwell International в 1996 году и слиянию с McDonnell Douglas в 1997 году, нацеленные на получение конкурентных преимуществ по отношению к европейской авиастроительной корпорации, в краткосрочном периоде привели к противоположным результатам. Высокие расходы, понесенные Boeing в ходе поглощения конкурентов, вызвали финансовые трудности, потребовавшие резкого сокращения издержек и приведшие к снижению рыночной доли компании.

Жесткое давление амбициозных европейцев, убытки, массовые увольнения, заморозка проекта околозвукового лайнера Sonic Cruiser, на который уже были потрачены значительные средства, а также теракты 11 сентября 2001 года стали знаками самой черной страницы в недавней истории американской компании. Лишь к 2005 году Boeing сумела преодолеть трудности и начать новый этап борьбы за возвращение лидирующих позиций на мировом рынке авиастроения.

Сегодня Boeing уделяет особое внимание созданию скоростных беспилотных аппаратов и участвует, среди прочего, в создании транспортного самолёта с вертикальным взлётом V-22, истребителя F-22, а также готовит боевой космический лазер ABL, способный уничтожать стартующие баллистические ракеты. На фоне постоянного роста военных расходов США оборонные подразделения компании позволяют ей поддерживать и развивать гражданские проекты.

Действительно, при всей уникальности военной продукции, Boeing более известна в мире как производитель пассажирских и транспортных самолетов, которые она выпускает уже более 40 лет. Boeing Commercial Airplanes является крупным игроком во всех сегментах доходного рынка коммерческих авиалайнеров. Модели Boeing могут перевозить от 100 до 500 и более пассажиров на средних и дальних магистралях. Сейчас основными продуктами гражданского направления компании являются семейства авиалайнеров Boeing 737, Boeing 747, Boeing 767 и Boeing 777, а также малые самолеты бизнес-класса.

Крупнейшими рынками для своей продукции в ближайшие 20 лет Boeing считает североамериканский, азиатский, в частности, китайский и японский, и европейский. При этом, по оценкам компании, максимальные темпы роста спроса на самолеты будут наблюдаться в Африке.

Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах мира. В Северной Америке к ним относятся такие известные компании как Pratt & Whitney Commercial Engines, Dell ( DELL), Microsoft Corporation ( MSFT), Times Microwave Systems Inc., North American Aircraft Services, GE Aircraft Engines, Goodrich Corp. ( GR), Vought Aircraft Industries и ряд других. В Европе тесное сотрудничество осуществляется с Rolls Royce, итальянской Alenia Aeronautica, британской Smiths Aerospace, французской Zodiac, швейцарской SR Technics. В Азии среди важнейших партнеров в первую очередь нужно отметить японские корпорации Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries, Fuji Heavy Industries. Также к ключевым поставщикам Boeing относится австралийская Hawker de Havilland.

Boeing ведет работу и с российскими компаниями. С 1997 года Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ВСМПО “Ависма”, поставляет 25% титана, используемого Boeing для производства гражданских самолетов. В июле 2006 года Boeing и ОАО “КнААПО” подписали меморандум, который подразумевает, что ОАО “КнААПО”  может стать поставщиком готовых деталей из титана для гражданских самолетов американской корпорации. Кроме того, Boeing участвует в программе разработки региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Начало сотрудничеству было положено еще в апреле 2001 года подписанием соглашения между Российским авиационно-космическим агентством и корпорацией Boeing. А в январе 2003 года между компаниями “Гражданские самолеты Сухого” и Boeing было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве по данной программе. В соответствии с его условиями Boeing оказывает консультационную поддержку по вопросам дизайна, разработки, маркетинга и продаж, производства и сертификации самолета.

Финансовые показатели Boeing в последние годы отличаются неустойчивостью. Возросший уровень конкуренции заставил корпорацию пересмотреть многие свои программы, прекратить некоторые проекты и запустить новые, что привело к колебаниям прибыли. Если рассматривать динамику квартальных показателей прибыли до уплаты процентов и налогов, EBIT, с начала 2004 года и по настоящий момент, следует отметить, что разовые расходы существенно снизили прибыль в IV квартале 2004 года и во II квартале 2006 г. Убыток, полученный подразделением Boeing Commercial Airplanes в последнем квартале 2004 года, связан с закрытием программы выпуска самолета B-717. Кроме этой причины к резкому снижению прибыли корпорации Boeing в данный период привели расходы на программу поставки 767 танкера для вооруженных сил США. Еще одним неудачным временным интервалом для Boeing стал II квартал 2006 года. Подразделение Boeing Commercial Airplanes в этот период получило прибыль, однако досудебное урегулирование спора с министерством юстиции США и создание резерва по возможным убыткам для программы AEW&C, в рамках которой производятся системы раннего предупреждения и разведки, привели к убыткам компании Boeing в целом. Необходимо отметить, что хотя форма графика EBIT компании Boeing в общем повторяет форму графика EBIT подразделения Boeing Commercial Airplanes, нельзя сказать, что динамика показателей Boeing полностью определяется изменениями показателей Boeing Commercial Airplanes. Подразделение Integrated Defense Systems приносит компании существенную долю доходов и прибыли.


Квартальные финансовые показатели деятельности Boeing и Boeing Commercial Airplanes, 2004-2006 гг.



Динамика квартальных показателей EBIT, 2004-2006 гг.


Если рассматривать последние 5 лет, для этого периода также характерна нестабильность. Резкое падение прибыли Boeing в 2003 году в основном было связано со снижением объемов поставок гражданских самолетов и переоценкой активов, в частности, предоставленных коммерческих кредитов и goodwill. Для Boeing Commercial Airplanes 2003 и 2004 годы стали самыми неудачными за рассматриваемый пятилетний период, но в 2005 году ситуация начала постепенно улучшаться.


Годовые финансовые показатели деятельности Boeing и Boeing Commercial Airplanes, 2001-2005 гг.



Динамика годовых показателей EBIT, 2001-2005 гг.


alt

На данный момент в мире функционирует около 12000 коммерческих самолетов Boeing, что составляет примерно три четверти мирового коммерческого воздушного флота. В 2005 году объем заказов на самолеты Boeing достиг рекордного уровня – 1029 единиц. За период с начала 2006 года и по 15 ноября Boeing получила заказы на поставку 822 авиалайнеров, причем наибольшая доля – заказы на 574 самолета – пришлась на Boeing 737.


Заказы и поставки Boeing в 2006 году по 15 ноября включительно


Дальнейшее развитие своего модельного ряда компания связывает с серией Boeing 787 Dreamliner, нового среднего сверхэкономичного широкофюзеляжного самолета, который компания ожидает запустить в коммерческую эксплуатацию в 2008 году. На платформе этого самолета на 210-330 мест в зависимости от конфигурации салона планируется создать ряд моделей, которыми авиаперевозчики всего мира обновят свой устаревший парк самолетов. Как заявляют специалисты компании, новый самолет будет потреблять на 20% меньше топлива, чем его современные аналоги благодаря ряду нововведений, таких как сверхэкономичные двигатели от General Electric и Rolls-Royce, улучшенная аэродинамика, использование легких конструкций и композитных материалов, а также замена механических узлов на электроприводные.


Общее число заказов, поставок и незавершенных заказов Boeing по 31 октября 2006 года

В планах Boeing - реализация “Йеллоустонского проекта” - программы замены всего модельного ряда Boeing на самолеты, созданные на основе технологий Boeing 787 Dreamliner и Sonic Cruiser. Безусловно, Dreamliner дороже аналогов на основе традиционных технологий, однако при низкой заявленной стоимости эксплуатации, он пользуется хорошим спросом у авиаперевозчиков. На конец октября 2006 года компания получила заказ на 432 таких самолета, в основном от авиаперевозчиков из Северной Америки, Океании и Южной и Юго-восточной Азии. Первый Boeing 787 Dreamliner должен подняться в воздух в 2007 году.

Успешность проекта Dreamliner и отсутствие на данный момент трудностей в его реализации, что особенно заметно на фоне проблем самолета А380, повысили привлекательность акций Boeing. Boeing постепенно укрепляет позиции на мировом рынке и отвоевывает уступленную Airbus рыночную долю. Акции американской корпорации демонстрируют устойчивый рост. За последние 12 месяцев, закончившиеся 30 ноября 2006 года, их курс поднялся с $68,19 до $88,53, или почти на 30%. Капитализация компании по данным на 30 ноября превысила $70 млрд.


Динамика курса акций Boeing с 30 ноября 2005 по 30 ноября 2006 года

Акции Boeing торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже, NYSE. Они относятся к категории “голубых фишек” и входят в расчетные базы индексов Dow Jones Industrial Average и S&P 500. Акциями Boeing владеют 787 институциональных инвесторов, которым принадлежит 63% акций компании. 2% акций компании находится в руках у инсайдеров. Около 1% акций Boeing принадлежит председателю совета директоров, президенту и главному исполнительному директору компании Джеймсу Макнирни (James McNerney), возглавившему корпорацию в июле 2005 года. До этого он занимал пост председателя совета директоров и главного исполнительного директора 3M ( MMM).

Частые смены руководства были характерны для Boeing в последние годы, так как, по мнению аналитиков, плохой менеджмент был одной из причин утраты компанией ее лидерства. Двумя другими причинами являются неблагоприятные экономические условия и непродуманная политика государства. Скрытая государственная поддержка через военные контракты и скандалы, связанные с действиями высшего руководства Boeing, направленными на получение этих контрактов, подорвали имидж корпорации. Также серьезными ударами для Boeing стали азиатский кризис 1997 года и теракты 11 сентября. Экономический спад в Азии привел к сокращению заказов со стороны авиакомпаний данного региона, а теракты 11 сентября стали причиной снижения спроса на авиаперевозки по всему миру. Неблагоприятные факторы внешней среды в сочетании с внутренними проблемами негативно сказывались на деятельности Boeing в течение нескольких лет, когда Airbus удалось захватить часть рыночной доли американской корпорации.

Однако сейчас ситуация улучшается: спрос на авиаперевозки растет, количество заказов на самолеты, в частности, на Dreamliner, увеличивается, главный конкурент испытывает трудности с реализацией основного проекта. Вопрос только в том, сможет ли Boeing максимально воспользоваться существующими в настоящий момент тенденциями.



15 фев 2007, 11:30




Мировой авиапром: в зоне высокой турбулентности (II. Boeing)


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.