Дурной вкус.
Для того чтобы разобраться с вопросами дурного вкуса, сначала, как водится, стоит определиться с хорошим. Хороший вкус никому не дается от природы, это вообще явление культурное.
Во-первых, единого понимания хорошего вкуса на все времена не существует: каждая эпоха и каждый народ имеют об этом собственные представления. А в отдельных случаях правила хорошего вкуса сильно отличаются в разных социальных слоях: брать ли чашку, оттопыривая мизинец? Делать ли татуировку?
Во-вторых, речь о хорошем или плохом вкусе можно заводить лишь тогда, когда удовлетворены все базовые потребности. Понятие вкуса вообще как-то не сочетается с попытками обеспечить себя самым необходимым. Вспомните, например, чудовищные мохеровые береты, которые носили постсоветские женщины на рубеже восьмидесятых и девяностых. Эти береты были неизбежностью потому, что выбирать было не из чего. Иными словами, о вкусе можно дискутировать только с сытыми.
И потом, сферы, в которых можно продемонстрировать вкус или его отсутствие тоже довольно специфические: искусство, поведение в обществе, умение одеваться и подбирать аксессуары, еда. Вкус к жизни, наконец.
В рамках приличий
Так что же это такое, пресловутый хороший вкус? Из вышесказанного можно вывести определение: это усредненные представления о том, что такое хорошо в условиях относительной стабильности.
Хороший вкус нередко путают с нормами и правилами, принятыми в обществе. И неспроста: хороший вкус – это коллективное понимание того, «как надо». Существует даже выражение «правила хорошего тона», то есть, массовое, почти обязательное проявление хорошего вкуса. Например, мужские носки должны быть в тон ботинкам. Больше четырех цветов в женском наряде – безвкусица. Образованный человек должен любить Бродского.
Правила хорошего тона всегда балансируют на грани, рискуя скатиться до стереотипов.
И главное – исполнение этих правил почти никак не характеризует человека. Есть ли у него вкус или нет, так и остается невыясненным. Разве что можно сказать, что к общественным предписаниям такой человек относится внимательнее, чем к проявлению своих творческих способностях. Потому что о буйном проявлении творческого начала свидетельствуют две, на первый взгляд, противоположные вещи: безвкусица и тонкий вкус.
От великого до смешного
Безвкусицу и тонкий вкус объединяет хотя бы то, что они выходят за рамки представлений о норме. Тонкий изысканный вкус всем подряд не раздается. А значит, для того, чтобы стать обладателем тонкого вкуса, нужно приложить определенные усилия – или финансовые, или образовательные. Или хотя бы быть человеком, близким к искусству.
Чаще всего тонкий вкус следует рука об руку с обеспеченностью и является показателем определенного стиля и качества жизни, штучным товаром.
Впрочем, можно отличиться, не имея за плечами ресурса на развитие и поддержание «тонкого изысканного вкуса». Например, проявив свой дурной вкус во всей красе.
Дурной вкус – это всегда новаторский подход к общепринятым нормам. Причем заранее неизвестно, будет ли это новаторство в дальнейшем принято за норму или окажется отвергнутым массами. Но в любом случае окажется оплеванным в самом начале. Например, дурной вкус одной из героинь чеховских «Трех сестер» проявлялся в том, что она умудрялась надеть зеленый пояс к розовому платью. Этот Чехов нашей Жанны Агузаровой не видел! Другой пример: символ Парижа, Эйфелева башня, в первые годы после ее возведения вызывала у парижан очень неоднозначное отношение. Эмиль Золя считал ее невероятным уродством, навсегда исказившим французской столицы. Однако сам ходил обедать в ресторан, расположенный на Эйфелевой башне потому, что это единственное место в городе, откуда ее не видно.
Bad taste
Считать какое-нибудь явление проявлением дурного вкуса можно по множеству причин. Вот самые распространенные.
1. Дурной вкус – это сочетание несочетаемого: красное с зеленым, мясное со сладким. Что ж, впоследствии это назовут эклектикой.
2. Дурной вкус как проявление богатства и могущества. Безобразные загородные особняки «новых русских» или даже помпезные сталинские дома – все это достаточно уродливо с точки зрения классической архитектуры. Что ж, впоследствии это назовут символом эпохи.
3. Дурной вкус как принципиальная невнимательность к вопросам стиля или вкуса. Что ж, ботинки разного цвета, отсутствие подарков на Новый год и неумение пользоваться ножом могут стать элементом имиджа, столь часто эксплуатируемого разными гениями. В реальной жизни это малоприятно, зато его современникам будет, о чем написать в своих мемуарах.
И вообще, лучше уж дурной вкус, чем полное отсутствие вкуса.