Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Неделя Торжества Православия
25 фев 2007, 13:14
Спор между сторонниками и противниками икон продолжался больше 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью, но в то же время сами были готовы растерзать иконоборцев.
В сложнейшей ситуации отцы церкви собираются на VII Вселенский Собор, чтобы утвердить православность почитания икон. Однако еще в течение почти ста лет верующие в отдаленных территориях империи подвергались гонениям до тех пор, пока почитание не было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в первое воскресение Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество - официально признано ересью. Так появился особый праздничный чин Торжества Православия.
Теперь этот чин служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
Известно, что византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!". Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
В Древней Греции во времена язычества термин «анафема» обозначал нечто посвященное богу, принесённое в храм. В греческом переводе Библии он был использован в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема...» (1 Кор. 16:22). В том же послании апостол предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего(1 Кор. 5:1-5). В другом послании апостол говорит, что на мучение придаётся только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась.
Убеждение, что анафема представляет собой предание сатане, стало распространённым, однако это неверно. Анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути.
Прообразом анафемы в раннем иудаизме можно считать отлучение от синагоги, применявшееся, в частности, к христианам, признававшим Христа Мессией. В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.
Официальное провозглашение анафемы приводит к отлучению человека от таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение. Поскольку анафема - не наказание, не клеймо на всю жизнь, а лишь способ ограждения Церкви от тех, кто может нарушить её единство, у человека, преданного анафеме, всегда была возможность вернуться обратно в лоно Церкви. Это сложная процедура, которая состоит из покаяния анафематствованного лица (как правило, публичного) и вынесении решения о его прощении.
Чин «Торжества Православия» в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси «жидовствующих». Со временем, с усилением государственного контроля над Церковью анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I. Как и раньше, анафеме предавали еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Позже стало принятым перечислять названия ересей без упоминания имён еретиков, вместо поминания имен государственных преступников была введена общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».
До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему. Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: «Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?»
Анафема Л. Толстого - свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.
В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается, но верующие люди помнят о том, что первое воскресение Великого поста - Неделя Торжества Православия - праздник победы истины.
25 фев 2007, 13:14
Неделя Торжества Православия
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.