Туризм становится национальным проектом
В настоящее время Краснодарский край теряет долю рынка ряда зарубежных курортов, которые не только опережают край по темпу роста количества туристов, но и привлекают наиболее доходные слои населения. По информации международной консалтинговой компании «McKinsey», российские туристы в среднем тратят в Краснодарском крае $ 460 за поездку, практически вдвое меньше, чем за рубежом. При этом наиболее активно в России увеличивается число туристов с объемом располагаемых доходов за поездку около $ 800.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в лидерах потребительских предпочтений россиян теперь услуги. Так, каждый третий житель России в 2007 году собирается сделать ремонт в квартире. 18 процентов намереваются потратиться на платное обучение (свое или детей). В основную тройку запланированных расходов впервые вошла туристическая путевка. Если в течение года в экономике страны не случится неожиданный спад, то участниками туристического рынка станут 15 процентов населения. Следует отметить, что в 2006 году лишь 10 процентов россиян позволили себе отдых за пределами родного города или дачи.
Для санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, способного единовременно разместить около полумиллиона отдыхающих, подобная новость обещает значительные дивиденды.
На протяжении последних пяти лет посещаемость курортов Краснодарского края увеличилась втрое – c 4 миллионов человек в 2001 году до 12 миллионов в 2006. Высокую динамику роста туристических прибытий объясняется комплексным подходом в решении имеющихся в отрасли проблем. В Краснодарском крае принята и уже четвертый год действует целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 — 2010 годы».
Ежегодно в рамках программы на развитие инфраструктуры курортных населенных пунктов выделяется более 100 млн.руб. Кубань один из немногих регионов, финансирующих рекламную кампанию курортов. В год на эти цели направляется около $ 2 млн. Значительный результат приносит и политика краевых властей в привлечении в отрасль инвестиций. Так, на 16-й Международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2006 во французских Каннах, презентовались более сотни проектов почти на 5 млрд евро. Только с этой выставки кубанская делегация привезла соглашений в сфере недвижимости и туризма на 0,6 млрд евро.
Кубань обладает уникальным рекреационным потенциалом, практически по всем направлениям отдыха и курортного оздоровления. Запасы гидроминеральной базы считаются одними из крупнейших в Европе. В настоящее время разведано 42, из них активно эксплуатируются 17 источников. Протяженность береговой линия вдоль Азовского и Черного морей более 1000 километров, на которых оборудовано около 600 пляжей. Стремительно развиваются горнолыжные курорты. При этом львиная доля туристического потока в край по-прежнему формируется за счет пляжного туризма.
Ярко выраженная сезонность при стабильном увеличении спроса становится причиной серьезных проблем. Так, в конце июля – середине августа 2006 года Черноморские курорты уже не могли справляться с возросшим потоком отпускников. Даже многочисленные частные мини-отели, пропускная способность выросла до 220 тысяч мест, решить эту проблему не в состоянии.
Особенно остро дефицит предложения ощущался в сегменте дорогого отдыха в отелях уровня 4-5 звезд. На их долю приходится всего около 2% номерного фонда. По оценкам ряда консалтинговых компаний, этот фактор снижает конкурентоспособность регионального турпродукта. Так, более 70% россиян, отдыхавших в Турции и Египте, размещаются в четырех-, пятизвездочных отелях.
"Наибольший дефицит предложения в крае существует в сегментах дорогого и самого дешевого отдыха – говорит руководитель группы компаний «РВБ-Алеан» (крупнейший туроператор России по внутреннему туризму) Андрей Уманский. - При этом турпродукт, ориентированный на потребителя со средним уровнем доходов, по соотношению цена-качество постепенно утрачивает позиции на рынке». К положительным тенденциям Андрей Уманский отнес оживление спроса на услуги санкуртура (лечебно-оздоровительные, реабилитационные и SPA-туры).
Изменения в предпочтениях клиентов отмечает и директор турагентства «КубаньКурортРесурс» Людмила Денисова: «Люди стали более трепетно относиться к своему здоровью, но наибольшим спросом пользуются одно-, двухнедельные SPA- и релакстуры. Предприниматели и менеджеры коммерческих структур, составляющие основную часть потребителей оздоровительного отдыха, не могут позволить себе оставить дела на 21-24 дня. А именно продолжительные, получивший повсеместное распространение в советские годы, оздоровительные туры предлагает большинство санаториев».
Показательной является и статистика предпочтений россиян, покупающих зарубежные туры. Среди туристов, выезжающих за границу на долю отдыха продолжительностью более 16 дней, 4 процента приходится на Турцию, и 2 процента на Египет. Тогда как в Краснодарском крае доля длительного отдыха составляет 24 процента.
Снижение продолжительности отдыха ведет к изменению размера и характера расходов туристов – увеличиваются средние траты за день. Культурные и экскурсионные туры стали важным дополнением к пляжному отдыху. Однако, несмотря на то, что почти четверть отдыхающих в Краснодарском крае называют культурные и экскурсионные туры основным фактором выбора места отдыха, в данном сегменте в крае сохранятся дефицит качественного предложения. По информации департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, наиболее динамично экскурсионная инфраструктура развивается сейчас в Геленджике. В 2006 году на конкурсных торгах, проводимых мэрией Геленджика, за право установки одного бюро по реализации экскурсионных путевок предприниматели заявляли суммы до полумиллиона рублей.
Рост предложения и качества услуг специалисты отмечают и по ряду других направлений. Хитом межсезонья 2006-2007 Людмила Денисова назвала туры выходного дня на горнолыжные курорты края: «На фоне раскрученного во всех отношениях бренда «Красная Поляна», значительно вырос интерес к горным туркомплексам Апшеронского района. После введения в эксплуатацию гостиничного комплекса «Азиш-Тау» на курорт поехал турист с уровнем запланированных трат более 1,5 тысяч рублей в сутки».
В вопросах привлечения международных отельных брендов на курортные территории края, определенные изменения в нынешнем году отмечаются и в политике администрации Краснодарского края. До недавнего времени основной акцент в стратегии повышения конкурентоспособности курортов края ставился на модернизации и реконструкции имеющейся санаторно-курортной базы. Из краевого бюджета даже выделялись средства на частичное погашение процентных ставок по целевым банковским кредитам (50 процентов).
Существенные преференции были обещаны и управляющим отельным компаниям при вхождении в бизнес уже действующими здравницами. Однако значительная доля серых схем в менеджменте санаториев и пансионатов, по оценке первого вице-губернатора края Александра Ремезкова до 50% от фактического оборота, делают стратегическое партнерство с зарубежным отельным бизнесом рискованным для последних. Серьезные инвестиции пришли только на предприятия в структуре собственности которых основными владельцами стали внешние акционеры.
Теперь приоритетным направлением стало строительство новых современных комплексов с «чистого листа». Об этом в начале февраля сообщил глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев. Приоритет будет отдаваться инвесторам, ориентированным на строительство отельных комплексов высокого уровня сервиса. «В Сочи должно быть наибольшее количество 5-звездочных отелей, рассчитанных на туристов с доходами выше среднего, — до 50% от общего количества» – заявил Александр Ткачев. На других курортах, по мнению губернатора, соотношение между дорогими отелями и отелями для среднего класса должно быть 30 на 70. Александр Ткачев подчеркнул, что край заинтересован в первую очередь в приходе зарубежных гостиничных сетей уровня Marriott, Hyatt.
С приходом в санаторно-курортный и туристический комплекс Краснодарского края крупного бизнеса следующим шагом может стать горизонтальная интеграция рынка средств размещения - поглощение неконкурентоспособного менеджмента более жизнеспособным.