Азбука сети
Создание и развитие сети Интернет
Глобальная компьютерная сеть Интернет в данном пособии рассматривается как один из возможных инструментов достижения различных целей предприятия. Акцент делается не на возможностях Интернета как такового, а на его потенциальной полезности для ведения бизнеса и тех преимуществах, которые дает организации его использование.
В этом случае отпадает необходимость как в подробном пересказе истории Интернета (ставшей уже общим местом работ, так или иначе посвященных Интернету), так и в подробном рассмотрении вопросов, касающихся технической стороны функционирования Интернета.
Отметим лишь, что с конца 60-х годов, когда Пентагон использовал прообраз современной информационной сети, ARPANET, для обмена картами Интернет стремительно эволюционировал. Если в 70-е годы, после появления транспортного протокола TCP, он стал еще и средством обмена информацией между научными центрами, то с начала 90-х годов Интернет приобретает широкую популярность у пользователей. Безусловно, толчком к этому послужила разработка в 1992 году World Wide Web. Всемирная паутина представила собой принципиально новую концепцию представления информации и навигации, понятную не только профессиональным компьютерщикам, но и обычным пользователям.
Начало роста российской Интернет-аудитории относится к 1994-1995 году, когда последовательно появляются первый русскоязычный каталог интернет-ресурсов [https://weblist.ru], первый общественно-политический русскоязычный ресурс в Интернете -«Московский Либертариум», первая полнотекстовая электронная русская библиотека - Библиотека Максима Мошкова [https://www.lib.ru], первый сайт русскоязычного печатного СМИ -«Учительской газеты» [www.ug.ru].
В сентябре 1995 года в стране появляется первый массовый коммерческий провайдер - «Россия-онлайн».
В 1996 году в Санкт-Петербурге открылось первое в России интернет-кафе под названием «Тетрис» и начал выходить первый журнал, полностью посвященный Интернету, - «Internet Journal». В 1997 году запущена рейтинговая система «Rambler's Тор 100», позволяющая всем желающим установить на заглавную страницу своего сайта счетчик посещений и принять участие в рейтинге популярности сайтов российского Интернета в различных категориях, начал работать Yandex.ru.
В 1998 году открылась самая популярная на сегодняшний день бесплатная почтовая служба Mail.ru (к лету 2003 года число ее пользователей составило шесть с половиной миллионов человек). Подробная хронология развития Интернета в России представлена на сайте https://www.nethistory.ru.
Убедительная статистика
Что же представляет собой сегодняшняя аудитория Рунет. Число пользователей Интернета в России, по оценкам Фонда «Общественное мнение» в 2003 году, составляло около 11,5 миллионов человек (10 процентов населения). По итогам IV квартала 2005 года ежемесячная аудитория русскоязычного Интернета составила уже 17% от взрослого населения России.
По данным новейших исследований, приведенным на конференции «Интернет и бизнес», к концу 2006 года число пользователей Рунет вырастет до 28 миллионов, в 2007 году составит 34 миллиона и будет продолжать расти на 5-6 миллионов в год, пока к 2010 году не достигнет 46 миллионов.
Пользователей Интернета больше среди мужчин, нежели среди женщин, причем среднее соотношение по стране (13:8) примерно сохраняется в Сибирском, Уральском, Центральном и Южном округах, а в Северо-Западном и особенно Дальневосточном преобладание пользователей среди мужчин очевидно.
Самой активной частью пользователей Интернета остается молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, показатели плавно снижаются по мере увеличения возраста. Темпы прироста Интернет-аудитории в возрастных группах 18-24 и 25-34 лет примерно одинаковы (семь процентов и шесть процентов соответственно за полугодие). В более старших возрастных группах темпы прироста ниже (один-два процента). Доля пользователей Интернета среди лиц с высшим обра-
зованием остается стабильно высокой и превышает аналогичный показатель для лиц со средним специальным образованием втрое.
Почти треть пользователей Интернета в России имеет душевой доход от 100 у.е. в месяц (по данным ФОМ, такой доход имеет девять процентов населения России). Люди, на которых в семье приходится от 51 до 99 у.е. в месяц (32 процента населения), пользуются сетью в 2,5 раза меньше. А среди тех, кто имеет душевой доход 50 у.е. в месяц и менее (59 процентов населения), лишь каждый двадцатый пользуется Интернетом. Традицион-но излюбленным местом выхода в Интернет у россиян остается работа. Популярность этого канала (так же, как доступ с места учебы, из Интернет-кафе) остается стабильной, в то время как частота подключения к сети из дома постепенно возрастает. Это доказывает, что Интернет почти повсеместно применяется как элемент сопровождения бизнес-процессов.
Основные
Интернета Интернет не предлагает никаких принципиально новых решений в сфере производства товаров и услуг, но с его помощью многие задачи могут быть решены быстрее, точнее, эффективнее. И порой этот способ решения отличается настолько, что это отличие может внести существенные изменения в отраслевые стандарты, что влечет для компании, действующей на этом рынке (при наличии конкуренции), насущную необходимость соответствовать изменившимся требованиям.
У субъекта экономической деятельности нет необходимости использовать весь спектр возможностей Интернета. При принятии решения нужно выбрать и использовать только те возможности, которые, по имеющимся оценкам, повлияют на эффективность деятельности в сторону повышения. Эффективность оценивается в сравнении с традиционными способами решения тех же проблем и задач. При принятии решения стоит оценить сравнительные издержки использования Интернета, а также объем инвестиций, которые фирма собирается направить на развитие Интернет-технологий и ожидаемую отдачу от вложенных средств.
Более удобной кажется следующая классификация способов использования Интернета в бизнесе: Интернет для бизнеса и бизнес в Интернете. В первом случае важно то, что использование Интернета позволяет эффективнее решать некоторые, может быть, вполне традиционные задачи. Во втором случае специфические возможности Интернета являются основным ресурсом ведения бизнеса, хотя сам бизнес может быть вполне традиционным.
Эта классификация по степени преобладания Интернета в бизнесе взята за основу. Также учитываются такие важные факторы, как: сфера, масштабы и цели деятельности компании и технологические возможности Интернета.
Самый простой и доступный вариант - использовать Интернет в качестве источника информации, но и он может принести фирме немало выгод. Для этого достаточно подключиться к Интернету, воспользовавшись услугами одного из провайдеров. При выборе подключения к Сети следует учесть, что основным требованием к инструменту ведения бизнеса является надежность. Другие параметры (скорость доступа, цена и т. д.) уже вторичны, хотя и их тоже важно учитывать. Предлагаемые провайдером решения должны обеспечивать высокое качество услуг: в частности, он должен использовать качественное оборудование на узлах доступа, иметь устойчивый доступ к одному или нескольким внешним каналам связи, использовать качественные каналы связи для подключения офиса к своему узлу доступа. В этом случае при переходе к более активному использованию Интернета не будет необходимости менять провайдера.
Доступ в Интернет предоставляет в распоряжение корпоративных пользователей широкий и постоянно расширяющийся выбор источников достоверной и качественной информации самого разнообразного характера: деловые и финансовые новости, базы данных компаний, информация по различным отраслям деятельности и многое другое. Некоторые источники информации не бесплатны, но в этом случае они предлагают эксклюзивную информацию и дополнительный сервис по ее использованию (например, доставка, подготовка дайджестов, аннотаций и отчетов, расширенные возможности поиска). В ином случае, вполне вероятно, что предлагаемая информация есть где-то в бесплатном доступе, стоит только поискать. В Интернете также существует возможность не бродить в поисках нужной информации, а, однажды подписавшись, регулярно получать по электронной почте или посредством так называемых рассылок свежую информацию по определенной теме. Анализируя информацию, доступную через Интернет, можно отслеживать ситуацию на рынке, вовремя определять текущие тенденции в поведении конкурентов и предпочтениях потребите лей и предпринимать своевременные действия.
Использование Интернета - это использование некоторого числа его сервисов, различающихся друг от друга способом взаимодействия аппаратного и программного обеспечения и обеспечивающих различные функциональные возможности Интернета. World Wide Web - Повсеместно Протянутая Паутина, Всемирная Паутина, Веб - один из таких сервисов. Веб позволяет отображать информацию в удобном для восприятия виде и связывать документы гипертекстовыми ссылками независимо от того, где они расположены. Интернет стал единой информаци-он-ной средой благодаря Вебу, он же стал причиной бурного и повсеместного развития Интернета. Говоря об Интернете, если явно не указывается иное, обычно подразумевают именно Веб, хотя в Интернете существуют и другие сервисы, назначения которых сводятся к следующим основным функциям:
Интернет-коммуникация,
Интернет-представительство,
■ - Интернет-реклама,
Интернет-коммерция.
Каждый из инструментов, предназначенный для реализации этих направлений, будет рассмотрен в следующих разделах.