Эксперты МАГАТЭ оценили безопасность Волгодонской АЭС на 'отлично'
Напомним, 1,5 года назад представители миссии уже были в Волгодонске и внесли свои рекомендации по повышению безопасности АЭС. Теперь представители Международного агентства по атомной энергии отметили, что практически все рекомендации и предложения, сделанные в 2005 году, реализованы.
На станции применяют прогрессивные подходы к работе. Директор Волгодонской атомной станции Александр Паламарчук расценил работу миссии как отправную точку для дальнейшего совершенствования в области безопасности.
Добавим, что Волгодонская АЭС стала первой станцией в России, которая принимала экспертов миссии OSART (
Вопросы безопасности АЭС в России прокомментировал Владимир Асмолов, директор по научно-технической политике концерна «Росэнергоатом», член группы INSAG (The International Nuclear Safety Group) при генеральном директоре МАГАТЭ.
"Так как сейчас порядка 80 стран, с совершенно разной степенью развития, решили у себя развивать атомную энергетику, то группа INSAG рассматривала вопрос о том, какой должна быть внутренняя обеспечивающая структура, чтобы страна могла получить разрешение на развитие атомной энергетики.
Первый блок – это законодательный. Есть отрасли, в которых безопасность является самым главным приоритетом. Это, например, атомная энергетика. Закон о техрегулировании будет регулировать только конечный продукт, но не будет регулировать процесс создания этого продукта. Это уже большой шаг вперед.
Раз существует опасность, значит, должны быть барьеры, которые эту опасность останавливают. Кроме этих барьеров должны существовать меры по управлению этими барьерами. Это называется "принцип эшелонированной защиты" или "принцип защиты в глубину".
Есть еще два очень важных фактора. Сначала ты должен в проекте сделать все, чтобы доказать, что авария не может произойти. Это первая линия. А второе, ты все равно должен постулировать эту аварию, как бы маловероятна она ни была, и рассмотреть процесс ее развития и показать, как ты с ней будешь бороться, если она вдруг по каким-либо причинам произойдет. Это "управление авариями", база знаний о процессах явления.
Россия практически по своим познаниям стала лидером в исследовании тяжелых аварий. Уникальные эксперименты проведены в России. Все мы передали в западные базы данных результаты своих экспериментов, которые нами были получены. Был создан единый банк знаний, по которому проходит верификация всех наших разработок. А банк знаний – это суперрасчетные программы, суперкоды, которые могут описать состояние станции от режима нормальной эксплуатации вплоть до гипотетической аварии, и достаточно верно предсказать эффект. И вот сегодня мы пришли к тому, что мы, наконец, востребованы", - заявил Асмолов.