Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Животные » Система животного мира

Система животного мира

Система животного мираСо времен классической древности, начиная от Аристотеля и Плиния, и в течение первых 10 веков нашей эры, наука о животных—зоология, пред­ставляла собою собрание разрозненных сведений и рассказов о животных, об их наружном виде и образе жизни. Но, по мере увеличения количества све­дений о животных, по мере того, как люди расширяли область своих познаний, знакомились с новыми странами и с неизвестным до тех пор животным миром, зоологического материала накоплялась такая масса, что явилась настоятельная не­обходимость произвести некоторую сортировку имеющихся материалов.

Чтобы облегчить удержание в памяти всевозможных фактов и сведений касательно животных, ученые принялись сопоставлять их между собой, соединяя сходное со сходным и отделяя друг от друга различные формы. Ре­зультатом такой работы явилось разделение всей массы известных в то время животных на группы. Отдельные группы на основании наружного сходства в том или другом отношении разделяли на группы второго порядка, эти последние делились на новые секции и так далее.

Каждое географическое открытие знакомило зоологов с целым рядом новых форм, во множестве присылаемых в Европу, и делало такую работу непрерывной и нескончаемой.
 
В течение нескольких веков зоологи были совершенно поглощены классификацией и систематизированием научных материа­лов. Вся работа их заключалась в том, чтобы отыскивать новые формы животных, сравнивать их с известными уже раньше и на основании этого сравнения определять мес­то в системе, которое должно занять вновь открытое животное на ряду с прежними.

В основание такой классификации живот­ных полагалась наружная форма и отчасти образ жизни того или другого животного. Анатомическое строение их первоначально мало принималось во внимание; все усилия зоолога направлены были к тому, чтобы оты­скать какое-нибудь новое животное, хотя бы отличие его от ранее известных было самое незначительное. Такое направление в зооло­гии, господствовавшее в течение нескольких веков, сделало эту науку чисто описатель­ной, в которой истолковательный, философ­ский элемент совершенно отсутствовал.

Лишь несколько десятилетий тому назад зоология вступила в новый период своего развития, в котором изменилось ее направ­ление и преследуются совершенно новые за­дачи. Перелом этот произошел, конечно, не внезапно. Много великих ученых еще в прошлом столетии подготовили эту науч­ную революцию своими трудами. Ламарк, Малью, Гете, Жоффруа Сант-Илер подгото­вили почву, на которой возникла в новейшее время плодотворная теория Дарвина, ко­торая произвела полный переворот почти во всех отраслях естествознания и в особен­ности в области биологии. В зоологии точно так же, как и в ботанике, теория Дарвина установила новые методы исследования, со­общила этим наукам новый характер, но­вые цели и задачи.
 
Дарвин высказал и достаточно обосно­вал мысль, что все животные, которые в настоящее время населяют нашу пла­нету, произошли постепенно от одного обще­го предка, потомки которого, изменяясь в течение огромного промежутка времени, при­обретали все новые и новые черты, передавали их своим потомкам, и таким путем появилось на земле бесчисленное множество разнообразных видов животных и растительных организмов, которые мы видим теперь. Исходя из принципа кров­ного родства всех современных нам жи­вотных и прежде живших на земле, и классификация изменила свой характер, по­ставила себе новую задачу. Классифицируя животных и подыскивая для той или дру­гой формы место в системе, зоолог ста­рается определить именно эту степень родства с другими формами. Целью науки является теперь, между прочим, расположить все живот­ное царство в порядке по степеням родства с отдаленными, ныне уже не существующими предками, создать таким образом родослов­ную животного царства и построить систему всех организмов в виде огромного генеалоги­ческого дерева, которое может представить собою схематическое изображение истории животного царства. При всем разнообразии, какое мы видели в животном царстве, из бесчисленного числа особей, которые пред­ставляются исследователю, можно составить множество групп животных, сходных меж­ду собою приблизительно настолько, на­сколько походят друг на друга дети одних и тех же родителей. Такие группы особей называются видами (species), которые состав­ляют основную единицу классификации.

Чтобы уяснить себе, каким образом от одного общего предка в течение множества ве­ков произошли многочисленные группы жи­вотных, в сильной степени сходных между со­бой, обратим внимание на два основных свой­ства всех живых организмов, взаимодей­ствием которых обусловливается образование видовых групп животного царства. Первое из этих свойств мы уже рассматривали,— это приспособляемость животных, второе— противоположно приспособляемости, заклю­чается в том, что каждое животное с боль­шой степенью точности воспроизводит черты своих родителей и сходно с ними даже в мелочах. Это второе свойство, присущее всем животным, называется наследственностью.

Каждое животное обладает двумя указан­ными свойствами, которые оказывают свое действие на организм в одинаковой степени. В силу наследственности каждое молодое существо стремится сделаться совершенно по­добным своим родителям, но в то же время оно обладает, наравне с другими животными, также способностью приспособ­ляться к внешним условиям своей жизни, которые в свою очередь, как мы видели, вечно изменчивы.

Природа находится в беспрерывном дви­жении, претерпевает беспрестанные изме­нения, которые оказывают свое влияние на развивающееся животное, предъявляют к нему иные требования, чем те, которым должны были отвечать его предки. Вновь на­рождающиеся животные должны приспосо­биться к изменившимся окружающим усло­виям, иначе им грозит вымирание, что и происходило на земле очень часто и проис­ходит в настоящее время. Весьма многие виды животных вымерли и были заменены другими, хотя и близко родственными, но бо­лее приспособленными к существованию среди изменившихся условий жизни.

Таким образом, при развитии молодого жи­вотного стремление его унаследовать роди­тельские свойства стесняется присущим заро­дышу свойством приспособляемости, которая вызывается влиянием окружающих условий.

Вследствие этого, каждое вновь появившее­ся на свет существо, хотя немного отличаю­щееся от своих родителей, и обладает не­которыми особенностями, которые отвечают требованиям окружающих условий. Такое уклонение новой особи от черт предков называется индивидуальностью особи.
 
В силу наследственности, каждое живот­ное должно было быть вполне сходным со своими родителями и предками, походить на них, как фотографический снимок на его оригинал. Но свойство приспособляемости постоянно заставляет его приобретать раз­личные индивидуальные черты, представ­ляющие уклонение от наследственности.
 
При нормальном ходе развития зародыша сила наследственности берет перевес над стремлением к индивидуальности; поэтому каждая вновь нарождающаяся особь пред­ставляет почти полное подобие своих роди­телей и родственников, хотя и отличается от них какими-либо мелкими, незначитель­ными индивидуальными чертами.

Никогда не бывает так, чтобы приспо­собляемость оказывала более сильное влия­ние на развивающийся организм, чем наслед­ственность. Лишь в редких случаях инди­видуальность выражается несколько силь­нее, чем обыкновенно, и такие случаи на­зываются аномалиями и уродством. Но в течение огромного промежутка времени мелкие индивидуальные черты животных мо­гут в сумме составить крупное отличие от предков, и таким образом может появить­ся новая группа сходных между собою орга­низмов, которые составят особый вид.

Если сравнить между собой виды живот­ного царства, то оказывается, что они в различной степени отличаются друг от друга. Одни виды более сходны между собою, чем с другими, которые, в свою очередь, имеют между собой очень много общих признаков и отличаются от третьей группы организмов, в такой же мере сходных между собой. Таким образом, даже при по­верхностном обзоре бесчисленного множества животных можно разделить их на несколько групп, которые называются родами. Так, напр., волк, собака, лисица, как по внеш­ним формам, так и по внутреннему строе­нию гораздо более сходны между собой, чем, напр., с кошкой, тигром, львом, а послед­ние, в свою очередь, обнаруживают много сходства между собой. Собака, волк, шакал, лисица — это виды, которые можно соединить в один род собаки cani; кошка, тигр, лев, рысь и др.—-виды рода felis; ворона, ворон, галка, сорока виды рода corvus и т.д., все огромное царство животных может быть разделено на такие группы родственных между собою видов. Одни из таких родов объединяют в себе большое число видов, другие, наоборот, бедны ими иногда до такой степени, что единственный вид животного оказывается необходимым выделить в осо­бый род, так как он обнаруживает доста­точную степень различия с другими родами.
 
Виды животных обнаруживают между собою различную степень сходства, соответ­ственно продолжительности своего существо­вания на земле, так как чем дольше су­ществует вид, тем больше успеет нако­питься индивидуальных признаков. Многие из видов просуществовали века и тысяче­летия и затем исчезали, так как изме­нившиеся условия жизни делали для них бесполезными, или даже вредными, такие черты, которые раньше были им полезны, и облегчали им борьбу за существование. Виды один за другим вымирали и усту­пали место новым, которые, в свою оче­редь, подвергались той же участи. Из ныне живущих видов, одни произо­шли весьма давно, другие сравнительно не­давно, что явствует из близкого сходства их с другими современными видами.

Итак, не только виды, но и роды нахо­дятся между собою в различных степенях родства, так что их можно разделить на несколько групп, более близких между со­бой, чем с другими родами. Так, роды: собака, кошка, медведь — имеют так много общих признаков, что их легко можно соединить в одну общую группу хищных млекопитающих; роды: бык, овца, коза, буй­вол легко соединяются в группу полоро­гих млекопитающих.

Такие группы родов называются семей­ствами, а несколько семейств составляют отряды; эти группы соединяют в себе виды, хотя и близко родственные но про­исхождению, но отделившиеся уже очень давно от общих им, давно вымерших родо­начальников, и потому они разошлись друг с другом очень далеко.

На этом же самом основании отдельные отряды можно сгруппирован, в несколько новых отделов классификации, которые на­зываются классами. :)тн группы произошли в еще более отдаленные времена и отдели­лись индивидуальными отличиями от общего им родоначальника сше в древние геологи­ческие периоды. Таковы, напр., классы: рыб, амфибий, птиц, реп пиши и др., которые с отдаленных времен сохранили свои древ­нейшие основные признаки, между тем как виды, роды и даже семейства их подверг-нулись значительным изменениям.

Итак, чем крупнее системашческая гpynпа, тем древнее она. по своему происхожде­нию и тем сильнее отличается от других групп. До начала прошлого столетня полагали, что всех животных можно расположить по сте­пени совершенства их организации в пра­вильную систему. Существовал даже термин «животная лестница», которым хотели обозна­чить, что во всей системе животного царства, начиная от простейших форм до наиболее сложных, существуют постепенные пере­ходы, непрерывно следующие один за другим.

Но в начале прошлого столетия знаме­нитый зоолог Кювье доказал, что многие животные различаются между собой не только по степени совершенства их организации, но и по основному плану их строения. Правда, органы, из которых состоит тело различ­ных животных, весьма однообразны по сво­ему физиологическому значению, а иногда да­же и по внешнему виду, но относительное расположение этих органов в теле различ­ных животных бывает иногда совершенно не одинаковое.

На основании своих обширных исследо­ваний по сравнительной ami юмии, Кювье при­шел к заключению, что существует не­сколько различных танов организации жи­вотных, и все животное царство таким образом естественно распадается на несколько групп, которые он назвал типами. Типы, установленные Кювье, не подчинены друг другу и не представляют собой ряда по­степенных усложнений. Несколько позднее дру­гой знаменитый ученый Бэр, исследуя раз­витие зародышей различных животных, установил, что типы Кювье отличаются друг от друга не только планом организации, но также способом развития зародышей. Вслед­ствие этого разница между типами еще увели­чилась. Считали, что между отдельными ти­пами разница почти такая же, как, напр., между животными и растениями.

Знаменитый труд Дарвина: «О происхож­дении видов», который произвел переворот во всех отраслях биологии, нанес удар установившемуся учению о взаимных отно­шениях типов. Исходя из теории Дарвина, мы можем допустить, что все типы имеют одного общего родоначальника.

В современной науке принимают, что животное царство разделяется на большие группы, которые различаются между собой основным планом строения тела и порядком образования органов во время эмбрионального развития; однако родственная связь между этими группами-типами дозволяет сделать допущения, что все они произошли от одного общего родоначальника, который жил в древнейшие времена геологической эпохи.
 
Различают следующие 7 типов:

I тип. Простейшие животные (Protozoa), состоящие из одной только кле­точки, чем они существенно отличаются от всех остальных, многоклеточных животных, называемых Metazoa, которые распадаются на остальные шесть типов.

II тип. Бескишечные (Coelenterata), или кишечнополостные. У них общая полость тела не обособлена от пищеварительной полости. Многие си­стемы органов не обособлены.

III тип. Иглокожие (Echinodermata). Ки­шечная полость обособлена, есть зачатки всех си­стем органов. У обоих последних типов (II и III) основ­ная форма тела лучистая.

IV тип. Черви (Vermes) соединяет в себе множество самых разнообразных форм, так что общая характеристика их невозможна. Характерно отсутствие членистых конечностей. тип. Членистоногие (Arthropoda). Тело явственно сегментировано, конечности членистые.

VI тип. Позвоночные (Vertebrata) характеризуются образованием спин­ной нервной трубки и обыкновенно позвоночным столбом, в большинстве слу­чаев сегментированным. У трех последних типов (IV, V и VI) основная форма—двухсторонне-симметричная, тело явственно или скрытно сегментированное.

VII тип. Моллюски (Mollusca). У них тело двухстороннесимметричное, несегментированное; нервная система обыкновенно состоит из трех главных узлов. Происхождение всех этих типов весьма древнее, хотя и не одновременное.

Обыкновенно различают еще два типа: Моллюскообразных (Mollus-coidaea) и Оболочниковых (Tunicata). На прилагаемом рисунке изображена схема животного царства в порядке их взаимного родства.
31 авг 2007, 16:53
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.