Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 9 класс » Сочинение: Д. И. ФОНВИЗИН "Обличение крепостнического строя в комедии "Недоросль"

Сочинение: Д. И. ФОНВИЗИН "Обличение крепостнического строя в комедии "Недоросль"

Сочинение: Д. И. ФОНВИЗИН "Обличение крепостнического строя в комедии "Недоросль"Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ­ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре­мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус­ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт­ной комедии "Недоросль" он очень выразительно изобра­зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото­рый принял уродливые формы в период усиления самодер­жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь­бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас­норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.
[sms]
Неограниченный произвол помещичьей власти в комедии "Недоросль" изображен ярко и выразительно. К.В.Пигарев писал, что "Фонвизин верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность со­льной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения". Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин  ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

"Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может", "презренной фурией" называет крепостницу Простакову Прадин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: "А ты, скот, подойди поближе", "А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?" Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова "прибить до смерти" своих слуг. В своем дом Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то "рохлей", то "уродом". Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну — шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми", "Не учись этой дурацкой науке". Сама невежественная и безграмот­ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению. "Без  наук люди живут и жили", — уверены Простаковы.

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра,  но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и "мастерски обдирает". Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи. Этим животным живется у помещика  куда лучше, чем людям.
 
Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони,  поскольку эти люди сами не считают нужным скры­вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре­рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра­щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са­мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво­рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо­ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра­зованны, умны, обаятельны, человечны.

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме­рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу­ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту­пая против "двора", где "по прямой дороге почти никто не ездит" и где "водятся премелкие души". Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Волнуют его и про­блемы воспитания дворянских детей: "Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-ро­дители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че­рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста­рый дядька да молодой барин".

Правдин в комедии является единомышленником Стаодума, он во всем поддерживает его передовые взгляды.  Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничении произвола по­мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Такимим образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому  прогрессивному дворянству, так и представителям народа.[/sms]
02 окт 2007, 08:46
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.